"Отказ дизеля уже сулил беду". О подлодках типа "Малютка" в годы Великой Отечественной

Общество

52 Просмотры 0

История гибели и поиска подлодок

В августе 1941 года во время выполнения боевого задания в юго-западной части залива Петра Великого без вести пропали две малые подводные лодки Тихоокеанского флота М-49 и М-63. Субмарины этого типа получили название "Малютка" за размеры, позволявшие перевозить их по железной дороге без разборки. Подлодки серии "М" имели подводное водоизмещение 258 т, две торпеды в носовых торпедных аппаратах и 45-миллиметровое орудие у ограждения рубки.

Поиск погибших подводных лодок М-49 и М-63 ТОФ начался около 20 лет назад. Эти корабли пропали без вести в период между 10 и 17 августа 1941 года. Для поисковых работ в разное время привлекались научно-исследовательское парусное судно "Искра", гидрографическое судно "Вице-адмирал Воронцов" и другие суда ТОФ.

Как служили моряки на "Малютках"

Подводные лодки типа "Малютка" составляли почти половину от всех субмарин советского Военно-морского флота. Из 87 подлодок, бывших в строю в годы Великой Отечественной войны, к этому классу относятся 37.

"Условия службы на "Малютках" были не самые комфортные. Они могут ложиться на грунт, также для движения в надводном положении у них установлен дизель, а под водой — электромотор

Если дизель сломался при движении — то остается только ставить паруса. А если двигатель под водой вышел из строя, то нужно всплывать и запускать дизель. А его отказ уже сулил большую беду. Следовательно, малейшая ошибка — и подлодка либо сильно потеряет в скорости, либо вовсе будет не на ходу", — рассказал Сыромятников, отметив, что подлодка могла разместить на своем борту до 22 членов экипажа. Условия проживания на ней были крайне стесненные, служить на подлодке — сама по себе непростая работа, но на "Малютках" приходилось терпеть настоящие лишения.

"В надводном положении была одна 45-миллиметровая пушка, а под водой субмарина могла атаковать двумя торпедами из носовых торпедных аппаратов. Второго комплекта не было. То есть лодка выходила уже с заряженными торпедными аппаратами, атаковала и должна была экстренно ретироваться. Это тоже было опасно — если дизель или мотор заглохнут, это влекло за собой верную гибель экипажа", — рассказал Сыромятников.

Он отметил, что многие моряки вспоминали время своей службы на этих субмаринах без особенного энтузиазма. Кроме того, экипаж двух обозначенных подлодок погиб в самом начале войны — ребята на ней были совсем юными, большинство из них так и не смогли проявить себя в боевых действиях. Всего на затонувшей М-49 было 22 моряка во главе с капитаном Израилем Сивориновским — все они навечно остались в море.

В местах точного нахождения обнаруженных погибших подлодок существует ряд традиций, некоторые из них закреплены в международных соглашениях.

Версии гибели подлодки и процесс поиска

Место гибели одной из подлодок — М-49, найденной в Приморье в 20 км южнее острова Аскольд, — смог определить экипаж спасательного судна "Игорь Белоусов" ТОФ. 

Офицер-подводник, ветеран ТОФ Михаил Сажаев рассказал ТАСС о том, как велись поиски судна и какова могла быть причина его гибели. Он более 20 лет занимается историей погибших в 1941 году под Владивостоком двух подводных лодок типа "Малютка", непосредственно участвовал в поисках и может оценить весь объем и специфику этой работы.

"Когда мы анализировали причины гибели, рассматривали вариант подрыва подлодки на оборонительных минных заграждениях, выставленных в начале Великой Отечественной войны в заливе Петра Великого на подходах к главной базе Тихоокеанского флота — Владивостоку. Оказаться на своих минных заграждениях подводная лодка могла в том числе из-за навигационной ошибки", — обозначил Сажаев.

Специалист отметил, что причину гибели можно определить только после тщательного обследования подлодки. Обнаружили "Малютку" гидрографы ТОФ в расчетном месте вблизи одного из минных заграждений, обследовали и осмотрели ее специалисты спасательного судна "Игорь Белоусов".

Михаил Сажаев добавил, что ТОФ начал морской поиск еще в 2005 году. В нем были задействованы силы флота, имеющие современное поисковое оборудование, гидрографические и спасательные суда. Также для поиска погибших кораблей в начале 2000-х годов был создан морской поисковый исследовательский центр "Искра", который провел несколько экспедиций на судне с аналогичным названием. Поиск шел в тех районах, где, предположительно, могли находиться затонувшие подлодки. К этой работе привлекались и дальневосточные научно-исследовательские суда. Благодаря масштабной работе в заливе Петра Великого обнаружили много затонувших объектов, обследование их будет проводиться в дальнейшем.

Эксперты отмечают, что место гибели подводной лодки М-49 — это место для отдания воинских почестей погибшим морякам-подводникам. На кораблях ТОФ, которые проходят вблизи него, проводятся морские церемонии памяти в соответствии с Корабельным уставом Военно-морского флота.

"Согласно международным соглашениям, обнаруженные затонувшие корабли, суда и подводные лодки являются братским захоронением. Как правило, их не поднимают. Закрепляют на корпусе памятную доску и обозначают место траура на морских картах. Погибших моряков поминают долгим гудком. Иногда опускают венки на воду — в качестве дани памяти", — дополняет Сыромятников.

"Кроме поиска подводных лодок "Малюток", в заливе Петра Великого на Тихоокеанском флоте также системно ищут и другие подводные лодки, которые не вернулись из боевых походов. Много лет мы ищем подлодку Л-19, которая погибла в августе 1945 года на переходе из района боевых действий у острова Хоккайдо в залив Анива. Также при проведении одной из поисковых экспедиции яхта "Искра" (капитан Владимир Карташев) обнаружила и исследовала американскую лодку "Ваху", которая погибла в 1943 году при форсировании пролива Лаперуза", — отметил Сажаев. Он добавил, что в дальнейшем планируется поиск подлодки С-117, которая погибла в Татарском проливе в 1952 году во время учений ТОФ.

Валерия Фадеева 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии