О главном условии разрешения конфликта с Западом, что сейчас является основным препятствием для урегулирования на Украине, серьезно ли США хотят выправить отношения с Россией и каковы риски ядерной эскалации
— Не могу не спросить про атаку Украины на аэродромы РФ. Киев сразу же стал заявлять, что якобы уничтожено огромное количество самолетов.
— Надо следовать тем данным и той информации, которая была распространена по каналам нашего Министерства обороны. И близко нет ничего подобного.
— Может ли эта атака повлиять на стратегический баланс, конкретно в том, что касается паритета с США по стратегической авиации?
— Техника, о которой идет речь, как было заявлено также представителями Минобороны, не уничтожена, а повреждена. Она будет восстанавливаться. Из этого делайте выводы сами. Плюс та номенклатура, о которой мы сейчас говорим, не обязательно в полном объеме покрывается теми или иными соглашениями. Что касается конкретно ДСНВ (Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений — прим
— Обсуждалась ли эта тема с США?
— Мы соответствующие вопросы американцам задали. Если обобщенно, то можно сказать, они сводятся к тому, почему нет реакции. Если вы представляете последствия посягательств на такого рода объекты, почему вы молчите и почему вы себе позволяете обеспечивать преступников соответствующими данными, без которых ничего подобного не могло бы случиться.
— С тех пор, как Россия обновила ядерную доктрину, российская территория подвергалась рекордным атакам беспилотников, были и заявления канцлера ФРГ Фридриха Мерца о том, что больше нет никаких ограничений на дальность вооружения, передаваемого Киеву. Нет ли ощущения, что европейские столицы пытаются прямо спровоцировать РФ на какую-то тяжелую реакцию? Видят ли это в Вашингтоне и пытаются ли каким-то образом повлиять на своих союзников?
— Ряд ведущих государств Европы поступательно превращается, по сути дела, в главное препятствие на пути к миру. Есовская и натовская верхушки неустанно настраивают Киев на продолжение боевых действий, накачивают его оружием, техникой и обещаниями большего, разрабатываются и предпринимаются разнообразные диверсии, провокации, потоком идут информационные вбросы, призванные расстроить переговорный процесс.
Параллельно брюссельские "стратеги" не оставляют попыток убедить президента США Дональда Трампа вернуться к политике, которую проводил его предшественник (Джо Байден — прим. ТАСС). А та политика предполагала безоговорочную поддержку Украины и дальнейшую эскалацию. Вот через эту призму мы воспринимаем заявления и действия канцлера ФРГ, включая слова о снятии ограничений для нанесения ракетных ударов ВСУ по России.
Это одно из действий, умышленно направленных против устремлений тех, кто ищет выход на политическое урегулирование. Всем хорошо известна наша принципиальная позиция относительно принятого в ноябре 2024 года решения США и ряда западных стран дать Киеву разрешение на использование их дальнобойных систем для ударов вглубь территории России. Мы неоднократно подчеркивали, что применение подобного оружия без прямого участия военных специалистов стран-производителей этих систем невозможно.
Речь идет о получении данных спутниковой разведки и наблюдения, внесении полетных заданий и так далее. Президент России Владимир Путин в ноябре прошлого года четко указал на то, что цели для поражения в ходе дальнейших испытаний наших новейших ракетных комплексов будут определяться исходя из угроз безопасности Российской Федерации.
— Трамп устраивает эмоциональные качели, когда говорит о перспективах мирного урегулирования на Украине. Буквально сейчас он позитивно оценил итоги второй стамбульской встречи. До этого американский президент грозился вообще отстраниться от процесса урегулирования, если не увидит до определенных пор какого-то прогресса на этом треке, а также угрожал России тяжелыми санкциями в этом случае. Подобный сценарий вообще закроет возможности для нормализации отношений с США, или все будет зависеть от масштабов поддержки Украины?
— Возвращение в Белый дом Трампа, декларирующего настрой на политико-дипломатическое урегулирование украинского кризиса, стало поводом для осторожного оптимизма с точки зрения потенциальной нормализации отношений с США, но также и в более широком плане. Именно в этом ключе президенты России и США провели четыре телефонных разговора. С нашей стороны была выражена признательность за поддержку США в возобновлении прямых переговоров между Россией и Украиной, прерванных украинской стороной в 2022 году.
Но Владимир Владимирович Путин также подтвердил базовую установку о необходимости устранения первопричин конфликта в рамках политико-дипломатических усилий. Иначе долгосрочный мир не обеспечить, а в конкретном плане необходимо исключить любую возможность для ВСУ воспользоваться паузой для передышки и перегруппировки сил. Принципиальная позиция, которая была озвучена президентом России на встрече с руководством МИД без малого год назад, в Вашингтоне хорошо известна, и угрозами санкций ее не изменить. Предыдущая администрация США имела возможность в этом убедиться.
Странно, что горячие головы в Сенате США, потерявшие остатки здравого смысла, не считаются с этой реальностью.
Таким образом, решение и выбор — за Вашингтоном, за Трампом.
— Перейдем к теме контроля над вооружениями и перспективам возобновления диалога с США по этой теме. Мы говорили о том, что для этого необходимо изменение позиции Вашингтона по Украине. Не наступил ли такой момент? Не появились ли предпосылки к возобновлению диалога?
— Для начала мне хотелось бы дать пояснение применительно к нашей позиции. Она не настолько, скажем так, односложна, как это вытекает из вашего вопроса. Для возобновления полноформатного и конструктивного стратдиалога с США, включающего вопросы контроля над вооружениями, требуется надежный общеполитический или, скорее, военно-политический фундамент, прежде всего, в виде устойчивой нормализации наших двусторонних отношений.
В свою очередь, основным и безальтернативным элементом подобной нормализации должна стать готовность Вашингтона на деле проявлять уважение к коренным интересам России. С учетом природы и генезиса украинского кризиса, спровоцированного предыдущими властями США и в целом Западом, данный конфликт естественным образом выступает, ну, если хотите, в качестве испытания, теста, на котором проверяется серьезность настроя Вашингтона на выправление наших отношений.
С американской стороны требуются практические шаги, направленные на устранение первопричин принципиальных противоречий между нами в области безопасности. Среди этих причин на переднем плане экспансия НАТО. Без решения этой принципиальной и острейшей для нас проблемы урегулировать нынешний конфликт в Евроатлантике просто невозможно. Похоже, в Вашингтоне все же отдают себе отчет в многослойности сложившейся ситуации и поэтому не торопятся выдвигать скороспелые инициативы по контролю над вооружениями. Во всяком случае, никакой конкретики на этот счет с американской стороны нам не поступало.
— Теперь к теме "Золотого купола". Такое ощущение, что Трамп возвращает США в эпоху Рейгана со Звездными войнами, новой Стратегической оборонной инициативой. Незадолго до этого США пытались обвинить РФ в милитаризации космоса. Теперь же планы по созданию "Золотого купола" абсолютно явно говорят о том, что этим собираются заниматься сами Соединенные Штаты. Можно ли утверждать, что гонка вооружений теперь неизбежна в космическом пространстве, и есть ли у РФ соответствующие противокосмические потенциалы, чтобы эту угрозу нивелировать?
— Предпринимаемые администрацией Трампа шаги по развитию системы ПРО США "Золотой купол для Америки", предусматривающей существенное укрепление арсенала средств для ведения боевых операций в космосе, включая развертывание на орбите систем перехвата — это прямой путь не только к милитаризации космического пространства, но и к его превращению в арену вооруженного противостояния.
Такие действия США провоцируют эскалацию напряженности и гонку вооружений в космосе, усугубляют взаимное недоверие, создают серьезные препятствия для сотрудничества государств в области мирного использования космического пространства. Все это чревато самыми серьезными негативными последствиями для международной безопасности.
В целях противодействия шагам Вашингтона по размещению оружия в космосе совместно с единомышленниками предпринимаем усилия, направленные на скорейшее начало переговоров по разработке международного юридически обязывающего инструмента по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве, сокращенно ПГВК, запрещающего размещение любого вида оружия в космосе, применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов или с их помощью.
Рассматриваем в качестве его основы представленный на конференции по разоружению российско-китайский проект договора на этот счет, а также одобренный консенсусом содержательный доклад функционировавшей в 2023-2024 годах группы правительственных экспертов по ПГВК. Важную роль в данной связи отводим запущенной Россией международной инициативе по принятию государствами-членами ООН политических обязательств не размещать первыми оружие в космосе, участниками которой уже стали 37 стран.
— Вопрос в продолжение. Москва говорит о том, что "Золотой купол" стирает грань между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями. Лишает ли это смысла возвращаться к ДСНВ или хотя бы к его относительному подобию? К чему придет мир, если РФ и США не выработают до конца года документ на замену ДСНВ? При этом помощник президента Юрий Ушаков говорил, что Россия и США тему ДСНВ недавно обсуждали. О чем был разговор? Стороны просто зафиксировали расхождение позиций? И есть ли перспектива продолжения контактов на эту тему?
— Оснований для полноформатного возобновления действия ДСНВ в нынешних обстоятельствах не просматривается. А с учетом того, что договор завершает свой жизненный цикл примерно через 8 месяцев, разговор о реалистичности подобного сценария все больше утрачивает смысл. Набор необходимых предпосылок для перезапуска ДСНВ мы неоднократно озвучивали. В качестве препятствия на этом пути достаточно вновь упомянуть о находящихся просто в руинах российско-американских отношениях, необходимость устойчивого выправления которых мы уже сегодня обсудили. Есть и другие проблемы.
В целом потребуется возврат США к применению на практике тех принципов, на которых зиждется договор и которые в том или ином виде отражены в его преамбуле. В первую очередь имеются в виду принципы неделимости безопасности, равноправного и взаимовыгодного взаимодействия, а также готовность учитывать неразрывную взаимосвязь стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений.
Последний из этих элементов, а именно взаимосвязь стратегических наступательных и стратегических оборонительных, напрямую связан с упомянутым проектом "Золотой купол для Америки". Его концептуальная основа, его идеология, как сейчас принято говорить, по сути дела начисто отрицает акцентированную мной взаимозависимость СНВ и ПРО. Безусловно, глубоко дестабилизирующие программы, подобные "Золотому куполу", а США реализуют целый ряд таких, создают дополнительные труднопреодолимые препятствия для конструктивного рассмотрения любых потенциальных инициатив в области контроля над ракетно-ядерными вооружениями, когда и если до этого дойдет дело. И это не только наше мнение. Об этом, в частности, говорится в совместном российско-китайском заявлении по глобальной стратегической стабильности от 8 мая.
Что касается того, каким будет мир без ДСНВ и каковы реальные перспективы запуска переговоров по выработке соглашения ему на замену, спекулировать на данном этапе мне бы не хотелось. Подходы российской страны на этот счет будут при необходимости нюансироваться по решению руководства страны и на основе комплексного анализа эволюционирующей ситуации в области международной безопасности и стратегической стабильности.
— США при прошлой администрации развертывали системы Typhon на острове Борнхольм, на Филиппинах и на Гуаме. Озвучивались планы по развертыванию РСМД в ФРГ с 2026 года. Сохраняется ли этот курс при Трампе, или же Вашингтон отошел от опасной черты в этом вопросе? Мораторий РФ на развертывание РСМД еще действует?
— На данный момент мы не видим каких-либо кардинальных перемен и тем более разворотов в планах США по дальнейшему передовому развертыванию наземных ракет средней и меньшей дальности в различных регионах мира. Наоборот, практические шаги американских военных по реализации соответствующей программы убеждают нас в том, что подобная деятельность будет только наращиваться. Наша собственная позиция на этот счет озвучивалась неоднократно и во всех необходимых подробностях. Реальность такова, что проявленная Россией сдержанность в сфере "пост-ДРСМД" не была оценена США и их союзниками и не встретила взаимности.
Как следствие мы открыто и прямо заявили о том, что осуществление нами ранее введенного одностороннего моратория на размещение наземных РСМД приближается к своему логическому завершению. Наша страна вынуждена реагировать на появление новых и притом весьма чувствительных ракетных угроз. Решения по конкретным параметрам такого реагирования — за нашими военными и, разумеется, за руководством Российской Федерации.
— Теперь к двустороннему диалогу США по взаимным раздражителям. Как он сейчас идет? Нет ли уже четких временных рамок, когда численность дипмиссий будет восстановлена, и россиянам в американском посольстве начнут оказывать консульские услуги? Намечен ли следующий раунд переговоров по этой теме?
— В соответствии с поручениями наших президентов нормализовать деятельность дипмиссий России и США состоялись два раунда двусторонних экспертных консультаций по устранению раздражителей с целью улучшения условий функционирования диппредставительств обеих стран. В практическом плане удалось согласовать и провести обмен нотами о беспрепятственном финансировании и гарантированных переводах средств, номинированных в долларах США, для дипломатических представительств двух стран. Есть определенные подвижки по визовому оформлению, которое в прежних условиях порой растягивалось до полутора-двух лет.
Вместе с тем остается ряд застарелых проблем, где заметного сдвига добиться пока не удается. Например, тяжело идет разговор об облегчении для сотрудников российских загранучреждений нотификационного режима поездок за пределы разрешенной 25-мильной зоны вокруг места расположения дипломатической или консульской миссии. Американцы изначально противились обсуждению вопроса о возвращении незаконно конфискованных объектов российской дипломатической недвижимости, но в результате кропотливой работы наших переговорщиков согласились подумать над дорожной картой по этому вопросу.
Мягко говоря, без энтузиазма пока воспринимается российское предложение возобновить прямое авиасообщение между нашими странами, но мы не оставляем усилий вовлечь американскую сторону в предметный диалог и по данному сюжету. Так что забот по расчистке накопившихся завалов очень много. Сроки следующего раунда консультаций по раздражителям пока обсуждаются.
— Отношения США и ЕС находятся в процессе переформатирования. Как сообщается, Пентагон якобы рассматривает возможность вывода до 10 тыс. военнослужащих из Восточной Европы. Как к этому относится Москва? Есть ли основания думать, что США действительно будут сокращать присутствие в регионе? Как это повлияет на безопасность в Европе?
— До чего в итоге договорятся США и Евросоюз, покажет время. Брюссельская группа задающих тон руководителей и функционеров наднациональных структур Евросоюза пропитана враждебной по отношению к России идеологией. И не мое дело разбираться в нюансах подходов тех или иных участников этих обсуждений. Но хочу напомнить, что в адресованных нами Вашингтону и Брюсселю в декабре 2021 года предложениях фигурировал императив правовых, юридически обязывающих и долгосрочных гарантий нерасширения Североатлантического альянса на Восток, а также требования о неразмещении ударных вооружений вблизи российских границ. Там были и другие компоненты. Просто говорю о том, что наша позиция в этом плане неизменна. В любом случае сокращение натовского контингента в Восточной Европе пошло бы, наверное, на пользу безопасности всего континента.
— Как вы оцениваете вероятность новой сделки между Ираном и США? Несмотря на интенсивность контактов, позиции сторон пока что кажутся несовместимыми. Обсуждаем ли мы этот сюжет с обеими сторонами? Не планируют ли они обратиться к нам за помощью в переговорах? В СМИ проходила информация о том, что Израиль, вопреки воле США, все равно рассматривает возможность, причем очень серьезно, нанести удар по ядерной инфраструктуре Ирана. Предупреждаем ли мы израильскую сторону о последствиях такого шага?
— Мы, разумеется, внимательно следим за опосредованными контактами между иранскими и американскими представителями. Сам факт таких контактов — это серьезный сдвиг в общем контексте довольно напряженных событий вокруг иранской ядерной программы за последние годы. Предыдущая администрация США въезжала в Белый дом под обещание "вернуть Америку в Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)". К сожалению, как это происходило и в других случаях, своего слова она не сдержала.
Сегодня мы отмечаем куда более серьезную нацеленность Вашингтона на заключение с Тегераном договоренности на взаимоприемлемых условиях, которые позволили бы избежать кризиса, устранив подозрения и предубеждения в отношении мирного атома в Исламской Республике Иран. Насколько можно судить, стороны продолжают двигаться по пути диалога. Разумеется, как и в любых переговорах, тем более таких сложных, не обходится без подводных камней и острых углов.
Однако, судя по заявлениям из Тегерана и Вашингтона, вероятность выхода на нужный результат сохраняется. Посмотрим, как пойдет дальше обсуждение выдвинутых сторонами идей. Мы не ослабляем наших усилий, направленных на содействие энергичному поиску нужных переговорных решений. Думается, они вполне достижимы при должной опоре на международное право, принцип равной и неделимой безопасности, а также при тщательно выверенном балансе интересов и поэтапном движении, которое позволяет укрепить и нарастить доверие за счет соблюдения достигаемых договоренностей. Хотелось бы верить, что в США, так же как и в Иране, в полной мере это осознают.
Твердо исходим из того, что долгосрочное урегулирование может быть обеспечено сугубо политико-дипломатическим путем. Вопреки западным спекуляциям, иранская ядерная программа была и остается под плотным контролем со стороны Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Даже по статистике Иран — наиболее проверяемое государство среди всех членов агентства. Чего не скажешь о предъявляющих к нему претензии неядерных по смыслу Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) государствах, которые располагают куда более развитым ядерным топливным циклом.
При этом иранская сторона не может нести ответственность за последствия подрывного курса и грубых нарушений резолюции 2231 Совета Безопасности ООН со стороны США и европейских стран, что привело к сокращению масштабов проверочной деятельности агентства в Иране в части касающейся добровольных мер транспарентности, предусмотренных СВПД.
Категорически отвергаем любые опции в русле нанесения военных ударов по объектам ядерной инфраструктуры Ирана. Это неизбежно привело бы к необратимым последствиям, включая гуманитарные и радиологические. Необходимо сделать все возможное, чтобы предотвратить подобную эскалацию, которая никак не приблизит нас к развязке. В 2015 году при заключении СВПД международное сообщество категорически отвергало путь войны. И в нынешних условиях единственный верный вариант — по максимуму использовать ресурс дипломатии без намеков на возможность силовых решений.
— Наконец, финальный вопрос: когда можно ожидать новых контактов Лаврова и госсекретаря Рубио, я имею в виду очно? Возможна ли организация встречи по мере согласования параметров украинского урегулирования?
— Главы внешнеполитических ведомств находятся в постоянном контакте. Они провели уже семь телефонных разговоров, очно пообщались в феврале в Эр-Рияде. Конечно, происходящее применительно к Украине и поискам путей урегулирования накладывает свой отпечаток на нашу двустороннюю повестку дня фактически на всех уровнях. Мы заинтересованы в поддержании устойчивой линии коммуникаций по всем темам двусторонней повестки дня. Как мы понимаем, потребность в этом не отрицают и в Вашингтоне. А что касается Вашего вопроса о новой очной встрече, то это будет определяться решениями президентов, ну и, разумеется, спецификой, остротой обсуждаемых тем.
Комментарии