"Ангел-хранитель творческой жизни". Соболезнования о Юрии Григоровиче

Театр

416 Просмотры 0

Народный артист СССР, хореограф Юрий Григорович умер 19 мая в возрасте 98 лет.

Свои соболезнования выразил президент РФ Владимир Путин и коллеги артиста.

"Великий подвижник и созидатель"

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования коллективу Большого театра и близким балетмейстера.

"Ушел из жизни выдающийся хореограф, великий подвижник и созидатель, олицетворявший целую эпоху в истории русского и мирового балета. Знаменитые спектакли, поставленные Юрием Григоровичем в Большом театре, на других прославленных сценических площадках планеты, покоряют зрителей смелостью творческих идей и замыслов и по праву считаются эталоном высочайшего мастерства и безукоризненного художественного вкуса", - отметил Путин.

"Ангел-хранитель творческой жизни"

Балерина Анастасия Волочкова рассказала, что хореограф вручал ей золотую медаль одного из международных конкурсов артистов балета. Его жена Наталья Бессмертнова впоследствии стала педагогом балерины в Большом театре.

"Юрий Григорович был, есть и будет ангелом-хранителем моей творческой жизни. Мы с ним дружили 30 лет", - рассказала Волочкова.

"Наследие Григоровича будет жить в каждом его спектакле"

Работа с хореографом была "чем-то особенным, непередаваемым по своей глубине и значимости", поделился премьер Большого театра Денис Родькин.

"Юрий Николаевич умел увидеть в артисте то, что мы сами в себе не замечали. Он раскрывал нас на сцене, заставляя чувствовать и переживать каждый миг. <…> Его наследие будет жить в каждом спектакле, в каждом танце, которым он вдохновил нас", - сказал Родькин.

Премьер поделился воспоминаниями о том, как Григорович лично утвердил его на партии в спектаклях "Спартак", "Иван Грозный", "Легенда о любви". "Эти постановки стали не просто частью моего репертуара - они стали частью меня. В каждом движении, в каждом прыжке чувствовался его характер, его страсть, его невероятная сила духа", - отметил артист.

"Ушла целая эпоха"

Коллектив Мариинского театра выразил соболезнования родным и близким Юрия Григоровича.

"Вместе с легендарным балетмейстером ушла целая эпоха

<…> Он шел в ногу со временем и смело смотрел в будущее: сегодня его спектакли по праву составляют золотой фонд балетного искусства и, невзирая на даты постановки, поражают современностью художественного высказывания. Пока живо наследие мастера - нетленна и память потомков о нем", - говорится в послании.

"Величина, которую невозможно преодолеть"

Свои соболезнования выразил ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе.

Он отметил, что Юрий Григорович - "это эпоха, без которой многое бы не случилось, это Величина, которую невозможно преодолеть, это была жизнь, которую запомнят".​​​​​

"Когда он пускал вас в свой круг, он доверял, был очень теплым, ласковым, но в работе - очень жесткий. <...> Мы не знали другого отношения. Мы были воспитаны в очень большой строгости - как со стороны педагогов, так и со стороны Григоровича. Все очень его уважали и боялись", - поделился Цискаридзе.

"Одна из ключевых фигур в мире балета второй половины XX столетия"

Юрий Григорович внес неоценимый вклад в укрепление творческих связей между Большим и Мариинским театрами, отметили в ГАБТ.

Хореограф является одной из ключевых фигур в мире балета второй половины XX столетия. На территории бывшего СССР не найдется ни одного балетного театра, где бы не шли его постановки.

"Молодой балет мира", как и все балетное сообщество, включая Большой и Мариинский, навсегда сохранят память об этом великом художнике. Руководство и коллектив Большого театра выражают самые искренние соболезнования родным и близким Юрия Николаевича и будут неизменно хранить память о нем и беречь его бесценное наследие", - добавили в Большом театре.

"Его работы стали поэмой в движении"

Вклад Юрия Григоровича невозможно переоценить, он стал символом эпохи в истории отечественного и мирового балета, отметила министр культуры РФ Ольга Любимова.

По ее словам, его работы стали поэмой в движении, а также глубокими размышлениями о любви, судьбе и человеческом духе. "Он был не только творцом, но и учителем: десятки артистов балета, педагогов и постановщиков считают его своим наставником и ориентиром. Память о Юрии Николаевиче сохранится в наших сердцах и на каждой сцене, где продолжат жить его бессмертные произведения", - подчеркнула министр.

"Блистательный артист"

Юрий Григорович был человеком исключительного масштаба, а также символом безграничного служения искусству, отметила генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина Кристина Трубинова.

"Он подтвердил, что русская балетная школа - это мировое достояние, закрепив за нами законное право говорить, что в балете мы были, остаемся и будем всегда первыми", - отметила она.

"Легенда мирового балета"

Своей постановкой "Спящей красавицы" Юрий Григорович задал высокий художественный стандарт, которому артисты следуют и по сей день, заявил ТАСС директор Государственного театра оперы и балета "Астана Опера" Александр Совостьянов.

Ведущая солистка театра Мадина Унербаева отметила, что "Юрий Николаевич - это эпоха". "Мы потеряли не просто великого хореографа, но и учителя, человека, который возвел русский балет на вершину мирового искусства. Для нашей труппы работа с ним была бесценным опытом. Память о нем будет жить в каждом движении наших артистов", - сказала артистка.

"Настоящий архитектор сценического действия"

Юрий Григорович был всесторонне талантливым человеком, масштабность мышления и внимание к тонким деталям превращали в шедевр каждую его постановку, сказала ТАСС вице-премьер РФ Татьяна Голикова, отметив, что его смерть стала невосполнимой утратой для российской и мировой культуры.

"Уход из жизни личности такого масштаба - невосполнимая утрата не только для российской, но и мировой культуры. С Юрием Григоровичем ушла целая эпоха. <…> Юрий Николаевич был не только величайшим деятелем искусства, но и всесторонне талантливым человеком, наделенным острым умом, несгибаемой волей, исключительной дисциплиной и магнетической энергией", - отметила Голикова.

"Навсегда останется частью культурной жизни Кубани"

Вклад балетмейстера, создавшего в Краснодарском крае авторский балет, навсегда останется частью культурной жизни региона, заявил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.

"Значительная часть творческого пути Юрия Николаевича связана с Кубанью, где он фактически создал балет. <…> Его наследие навсегда останется с нами. Выражаю искренние соболезнования друзьям и коллегам. Это огромная утрата для всей страны", - отметил Кондратьев.

"Замечательный мастер"

Григорович внес "неоценимый вклад в сохранение и развитие богатых традиций классического балета, посвятил немало сил и энергии воспитанию творческой молодежи", заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко.

"Ушел из жизни необыкновенно талантливый человек, с именем которого связаны лучшие достижения советского и современного хореографического искусства. Светлая память о замечательном мастере, чья профессиональная деятельность способствовала укреплению дружбы и культурных связей между братскими народами, всегда будет жить в наших сердцах", - подчеркнул президент.

"Произвел истинную революцию в хореографии"

Григорович произвел настоящую революцию в хореографии, придав мужскому танцу принципиально новую функцию, и превратил балет в высокоэнергичное, высокое танцевальное искусство, считает режиссер Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои Андрей Слоним.

"При всем этом он был и остается для нас выдающимся первопроходцем, открывателем и вершителем новых путей. И добившись замечательных результатов и потрясающей высоты творческого уровня балетного искусства, Юрий Николаевич завещал своим последователям хранить, множить и разнообразить этот замечательный мир найденной им вечной новизны балетного искусства", - подчеркнул Слоним.

"Сердце, способное видеть и создавать красоту"

Судьба подарила Григоровичу яркий талант, сильный характер и сердце, способное видеть и создавать красоту, отметила председатель Совфеда Валентина Матвиенко.

"Уникальные по своей эстетике постановки Юрия Николаевича отличались смелым сочетанием классического русского балета с новаторскими достижениями. Они стали не только значимой частью богатой истории Государственного академического Большого театра России, но и мирового сценического искусства", - сказала Матвиенко.

"Авторитет всего балетного сообщества"

Григорович сочетал в себе редкие качества - строгость, профессионализм и безмерную любовь к артистам, отметила прима-балерина Большого театра Светлана Захарова.

"Великий балетмейстер, яркий педагог, авторитет всего балетного сообщества. Новатор, открывший миру красоту и мощь мужского танца. Его боялись, любили и уважали одновременно. Он из тех небожителей, с которыми жить в одно время уже большая честь и счастье", - рассказала она.

"Монстр хореографии"

Григорович оставил после себя незабываемые сценические творения, заявил хореограф Государственного академического театра оперы и балета имени С. Айни, Заслуженный артист Таджикистана Александр Бахман.

"Юрий Григорович - это монстр хореографии, как Бежар для Франции, для всего мира, величайшая глыба, его никем не заменить, не затмить. Я видел не все постановки Григоровича, но "Спартак", "Каменный цветок" - это очень яркие, незабываемые творения", - поделился собеседник. "Замечательный человек, тяжелый на характер, но очень продуктивный - это требовательность, без этого в нашей профессии нельзя, тем более работая в Большом театре".

"Создавал баллетные вселенные"

Балеты Юрия Григоровича всегда будут служить эталоном, он создавал "балетные вселенные", отметили в Михайловском театре.

"Сегодня балетный мир скорбит о потере легенды - Юрия Николаевича Григоровича, великого хореографа, чье имя стало символом эпохи в русском балете. Его уход - это прощание с титаном, переосмыслившим язык танца и подарившим нам легендарные спектакли", - говорится в сообщении, опубликованном в Telegram-канале театра.

Ленинградский академический Малый оперный театр (ныне - Михайловский) стал для Григоровича первой профессиональной сценой: в 1938 году, будучи учеником хореографического училища, он принимал участие в балете Леонида Лавровского "Фадетта", напомнили в театре. Его дальнейшая судьба была связана с Мариинским и Большим театрами.

"Юрий Григорович не просто создавал новые постановки - он творил балетные вселенные. Его "Спартак" и "Щелкунчик", "Иван Грозный" и "Золотой век", "Легенда о любви" и "Каменный цветок" - это масштабные полотна, в которых танец обрел эпическую мощь, драматическую глубину и безупречную архитектонику", - отметили в театре.

Григорович воспитал несколько поколений артистов. "Его работы - это наследие, которое будет жить, пока существует танец. Светлая память художнику, чьи балеты навсегда останутся эталоном хореографического совершенства", - заключили в Михайловском.

"Бесценное творческое наследие"

Мэр Москвы Сергей Собянин выразил соболезнования близким хореографа и балетмейстера Юрия Григоровича, умершего на 99-м году жизни. Телеграмма опубликована на официальном портале мэра и правительства Москвы.

"Бесценное творческое наследие Юрия Григоровича включает триумфальные постановки Большого театра и незабываемые спектакли на других ведущих сценах планеты. Неизменно актуальные, эти творения будут и впредь дарить зрителям радость и красоту. Светлая память о выдающемся мастере навсегда сохранится в сердцах его друзей, коллег, учеников и многочисленных поклонников. Прошу передать слова искреннего сочувствия и поддержки всем, кто знал и любил этого замечательного человека", - говорится в сообщении.

"Учебник хореографа"

Как ни тяжела утрата, связанная с кончиной Юрия Григоровича, все же осталось ощущение, что он не ушел, а продолжает жить в своем искусстве. Такое мнение высказал корреспонденту ТАСС художественный руководитель Санкт-Петербургского академического театра балета, народный артист России Борис Эйфман.

"Если Мариинский театр можно назвать Домом Петипа, то Большой театр - это Дом Григоровича, где собран практически весь его репертуар. Это действительно классика ХХ века. Я надеюсь, что театр сохранит его балеты на многие-многие годы. Тем более, что альтернативы на ближайшие десятилетия я не вижу", - сказал Эйфман.

Он отметил, что в начале своего профессионального пути сам учился на балетах Григоровича, шедших в Кировском (ныне Мариинском) театре, и в течение нескольких лет не пропустил ни одного спектакля "Легенда о любви".

"У нас нет учебников, как сочинять балет. Но для меня лично балеты "Легенда о любви", "Спартак" явились каким-то, можно сказать, учебным пособием, по которому я познавал азы и тайны и открывал для себя профессию хореографа. В моем творчестве и жизни они сыграли очень важную роль", - признался мастер. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии