ОПИ: Возвращающиеся в Россию
бренды должны компенсировать убытки потребителей
Фото: George Beridze / Unsplash
Зарубежные бренды, которые
возвращаются в Россию, должны компенсировать убытки потребителей.
Ввести такую меру предложила правительству «Общественная
потребительская инициатива» (ОПИ), сообщает газета
«Известия».
Общественники предлагают
создать специальный фонд, размер которого составит не менее 400
миллиардов рублей — его пополнение должно стать обязательным
условием для возвращения в РФ. В
дальнейшем средства из фонда можно использовать на программы
импортозамещения. Фонд будут пополнять производители смартфонов,
автомобилей и другой техники, которые покинули российский рынок и
нарушали права потребителей: отключали функции устройств, лишали
пользователей возможности обновить ПО или провести своевременную
диагностику или ремонт. Размер компенсации предлагают установить в
пределах пяти-десяти процентов от стоимости товара.
«Сейчас нужно разработать
правила возвращения иностранных компаний на российский рынок,
которые легализуют этот механизм компенсаций. С его помощью можно
будет сформировать компенсационный фонд под государственным
управлением. Также понадобится создать методику, которая позволит
определить размер выплат людям в зависимости от нарушения и
причиненного убытка», — пояснил глава ОПИ Олег Павлов.
Вице-президент Союза торговых
центров Павел Люлин допустил, что инициатива направлена на защиту
прав потребителей и имеет смысл в части компенсации реального
ущерба при отключении сервисов, но ее формат с обязательным взносом
может осложнить возвращение брендов в Россию и сделать его
дороже
Компании могут не захотеть возвращаться из-за дополнительных
финансовых и бюрократических барьеров, предупредил он. Сложности
возникнут в определении пострадавших — кто купил технику
Apple после ухода бренда или до него,
добавил вице-президент российского подразделения Международного
комитета защиты прав человека Иван
Мельников.
Первый вице-премьер
Денис Мантуровзаявил, что Россия будет оценивать ситуацию
на рынке при возвращении иностранных брендов и смотреть на то, что
нужно промышленности страны. Как заявил глава МинпромторгаАнтон Алиханов, в последнее время
торговая политика РФ стала носить ярко выраженный протекционистский
характер — одной из ключевых задач властей стала защита
отечественных инвесторов и предпринимателей, и это отпугивает
западные компании и не позволяет им надеяться на выгодные условия
возобновления бизнес-деятельности в РФ.
Комментарии