Потомок Чайковского фон Мекк: русская культура — фундамент мировой цивилизации

Общество

38 Просмотры 0

7 мая исполняется 185 лет со дня рождения одного из самых известных композиторов в истории музыки Петра Ильича Чайковского. В преддверии юбилея ТАСС поговорил с потомком семьи великого композитора, руководителем проекта "Чайковский — музыка без виз" Денисом фон Мекком. В интервью агентству он рассказал о многолетней связи своей семьи с Чайковским, о миссии популяризации русской культуры за рубежом, о том, как роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин" повлиял на жизнь композитора, и других малоизвестных фактах его биографии.

Что бы вы рассказали о степени родства с семьей Чайковских?

— В жизни Петра Ильича был очень важный человек — Надежда Филаретовна фон Мекк, моя прапрапрабабушка. Благодаря ей он имел возможность творить. Она обеспечила ему такие условия, что не нужно было думать о быте, деньгах и так далее. И они решили породниться между собой. Надежда Филаретовна выставила двух сыновей, а Петр Ильич со своей стороны — несколько племянниц — одна из них Анна

Они (Анна и один из сыновей фон Мекк, Николай — прим. ТАСС) поженились. Это действительно счастливая семья. Петр Ильич с Надеждой Филаретовной обсуждали этот брак пять лет. Многие знают, что это была переписка очень длительная, дружба длиной почти в 15 лет, но немногие знают, как это реализовалось в жизни. Единственная цель моей деятельности — чтобы наши граждане больше узнавали о положительных исторических фактах, за которые они могут и должны любить свою страну. Этим я и занимаюсь.

— Поделитесь, пожалуйста, каким-нибудь интересным фактом из детства Петра Ильича.

— С удовольствием. Родился он в Воткинске 7 мая по нынешнему календарю. Это город недалеко от Ижевска, как он сам говорил, в глуши. Но с детства он увлекался музыкой, музыка ему приходила в голову, и он немного даже переживал по этому поводу. Мало кто знает, но стихи ему также приходили. Только послушайте названия стихов, которые писал семилетний Петя, родившийся в глуши и еще не бывавший нигде: "Конец мира, когда Бог призывает людей на небо", "Молитва девочки, совсем сиротки", "Когда я далеко от родины", "Дитя говорит своему ангелу-хранителю", "Вселенная", "Воспоминания молодости", "Смерть ребенка Павла" и так далее. Представляете, какие разные взгляды на мир, какие глубокие. Давайте вспомним наших современных детей. Зачитаю одно его стихотворение, написанное на русском языке, остальные все на французском:

Господи, буди всегда со святой нашей Россией.

Мы не забудем Тебя и будем верить всегда на всю Троицу.

Буди, Господи, с нами.

Ты был Бог, Ты есть Бог и будешь всегда наш Бог.

Ты нам дал ум и все, что нам надобно.

Так и всем русским, Господи, давай столько же, как мне.

Дай мне доброту, послушание и безгрешность.

Господи, смотри всегда над нашей святой Россией,

Чтобы русский никогда не был ни в какой другой земле.

Она святая будет для Тебя всегда.

—  Фрагмент из Первого концерта Петра Ильича использовался в качестве альтернативы российскому гимну на двух церемониях награждения на Олимпиадах. Говорит ли это о какой-то невероятной значимости композитора, на ваш взгляд?

— Во-первых, мы с вами констатируем: мы не согласны с тем, что какие-то "чинуши" от спорта в разных странах убирают наш гимн из программы. Это неправильно. Но раз уж они приняли такое нехорошее решение и заменили его нашей музыкой, то стоит обсудить, почему именно Чайковским. Он — номер один среди российских композиторов во всех рейтингах.

Чайковский точно входит топ-5 [исполнений] всех государств. А в России лидирует по количеству исполнений, упоминаний в прессе, афишам.

Почему Первый концерт? Благодаря конфликту с главным московским музыкантом Николаем Григорьевичем Рубинштейном, который отказался играть, заявив: "Все надо переделать". На что Петр Ильич ответил: "Ничего не буду переделывать" — и отправил концерт другим музыкантам. Его выбрал Ханс фон Бюлов, немецкий пианист, дирижер, который впервые исполнил это произведение в Америке в 1875-м. В Америку Петр Ильич приехал через 16 лет и удивился, насколько он известен и популярен. Когда обсуждается этот вопрос, я радуюсь: десятки миллионов, а может быть, сотни миллионов спортивных болельщиков, которые никогда в жизни не слушали классической музыки, впервые услышат классическую мелодию именно российского композитора Чайковского.

— Как, по-вашему, изменилась роль композитора в XXI веке, если, например, провести параллель со временем, когда жил Петр Ильич?

— Это очень хороший вопрос. Если мы почитаем критику Петра Ильича Чайковского и его музыки в XIX веке, вы просто не поверите — была жесточайшая, глумливая критика. Вы даже не поймете, что вообще возможно было так говорить о Чайковском. Кто-то говорил "вонючая музыка" — вот прямо такими словами. Писали: "Если бы у Чайковского была хоть капля таланта, эта капля смогла бы прорвать консерваторские оковы, но она не смогла". Надежда Филаретовна фон Мекк, ближайший поклонник и человек, понимающий музыку, была его доверенным лицом. И как раз она объясняла Петру Ильичу, что, в общем-то, это почти нормально: современное общество его не принимает, потому что его музыка опережает время. И мы сейчас это видим.

— Денис, вы являетесь руководителем проекта "Чайковский — музыка без виз". Расскажите, пожалуйста, о сути проекта, какова его деятельность в целом.

— Проект продолжает популяризацию жизни и творчества Чайковского, знания о нем. К нам присоединились другие организации, а также проект поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Название "Музыка без виз" родилось из идеи, что музыка, в отличие от литературы или поэзии, не требует перевода. Мы работаем в 20 городах, везем туда музыкальные лаборатории, которые состоят из московских профессоров, чтобы они для местных детей в школах и училищах давали бесплатные мастер-классы. Мне очень важны две вещи. Первое: чтобы на этих мастер-классах звучала русская музыка. И второе: чтобы дети получили эту бесплатную помощь именно от русских людей. Чтобы они запомнили с детства, что русские принесли им что-то хорошее, а не приехали зарабатывать на них деньги. Это работа на десятилетия вперед.

— Однако многие отмечают попытки "отмены" русской культуры на Западе. На ваш взгляд, им это все-таки удалось?

— На мой взгляд, к сожалению, да. То, что делают наши бывшие партнеры, весьма результативно — ограничения знаний о нашей культуре. Мы, конечно, можем апеллировать к тому, что "все знают Чайковского", но если его нет в театрах — остается только YouTube. Но это, я бы сказал, ограниченное видение. В интернете можно найти что угодно, если знаешь, что искать. Но если молодое поколение растет на итальянской, латиноамериканской или китайской музыке, а в их школах, училищах, консерваториях никогда не звучали русские произведения и имя Чайковского — они просто не станут его искать. И, думаю, над этим ведется большая работа. Я много езжу — в этом году 60 городов. И вот что скажу: в Европе за последние годы лишь раз увидел афишу с Чайковским. Это было в Бордо. И исполнял его, кстати, украинский балет. И больше его нигде нет.

— А с какими трудностями вы сегодня сталкиваетесь, продвигая творчество Петра Ильича среди молодежи?

— Я думаю, что не надо особенно ждать от них живого интереса: "Расскажите нам что-нибудь про Чайковского!" Классическая музыка — это жанр для более зрелого сознания, взрослой души. Я сам начал слушать только классическую музыку, по-моему, в 42 года. До этого у меня был джаз, поп, еще что-то. Мне кажется, что большинство как-то эволюционирует от более легкого жанра до классического. Поэтому от молодежи не нужно ждать моментального понимания Врубеля или Достоевского, того же Чайковского. Но Чайковский интересен не только как композитор, но и как личность. Его высказывания о патриотизме сегодня нужно знать назубок.

— А вы не могли бы процитировать их?

— Его патриотизм основан на любви к родине, ее природе, истории, культуре. Недавно я был в Америке, удалось выступить в штаб-квартире ООН. Имя Чайковского открывает двери даже в эти времена. Я вам так скажу, в здании ООН с русскими сейчас даже в лифте никто не ездит. Тогда я вспомнил, как Чайковский писал в своем дневнике: "В Америке очень хорошо, но такое чувство, будто сидишь за шикарным накрытым столом, в богатой атмосфере, но у тебя нет аппетита, и ты хочешь домой". Петр Ильич после выступления в Праге, на пике своей всемирной популярности, вернулся в гостиницу и записал в дневнике — не кому-то, а себе! — одну строчку: "Восторгу было множество, но все это не мне, а голубушке России". Что тут добавишь? Родина значила для него все. Абсолютно все. И таких высказываний — масса.

— Денис, а как вы относитесь к артистам и людям, которые покинули Россию после начала специальной военной операции?

— Я думаю, что у очень разных людей очень разные истории. Мы, наверное, не можем и не должны огульно ко всем одинаковую оценку применять. Возможно, у многих людей были какие-то серьезные обстоятельства. Предполагаю, что у какой-то части людей вскрылась их давняя проблема со своей родиной, которую они не любили, и они нашли правильный момент ее покинуть. Я благодарен небесам, что они выбрали такой путь, а не остались внутри, чтобы как-то протестовать.

— Как вы думаете, Петр Ильич уехал бы из России при подобных обстоятельствах?

В письме Надежды Филаретовны фон Мекк [есть] фраза, актуальная для 2022 года:

История идет по спирали.

— Сегодня вы поддерживаете отношения с иностранными коллегами из недружественных стран?

— Да, из очень разных стран. В Европе, например, скажем так, антирусскость я чувствую гораздо меньше, чем в Латинской Америке. В Латинской Америке — для меня это было удивительно — все, с кем я разговаривал, "стоят" на "антинашей" позиции. Если говорить о конкретных примерах: до 2022 года у меня были проекты с театрами в трех странах Европы. Мы ставили постановку по переписке Надежды Филаретовны и Петра Ильича — 1 220 писем на любые темы. Прекраснейшие постановки: чтение фрагментов письма и музыкальные произведения. Такие постановки идут в десятках стран мира. У меня есть афиши со всех континентов — люди делают это сами, без моего участия. Но им дали команду прекратить все, что связано с Россией. Переводы тормозят, в приглашениях просят "без русской музыки". Это неприятно. Но с 2022 года в регионах с сильной антироссийской пропагандой многие начинают что-то анализировать: "Не так уж плохо руководитель России себя ведет. А давайте посмотрим, сколько мирных жителей погибло, и сравним с Афганистаном, с Ираком, с Ливией, еще с какими-то странами. Все это будет совсем не в пользу тех товарищей".

— Расскажите, пожалуйста, какой-нибудь, на ваш взгляд, самый значимый факт из жизни Петра Ильича.

— Чайковский настолько боготворил Александра Сергеевича, что боялся браться за его произведения. Из сотен работ Чайковского только шесть основаны на текстах любимого поэта. Почему? Мне кажется, лучше самого Петра Ильича на это не ответит никто. Он писал: "У Пушкина все выражено так чисто, ясно и прекрасно, что музыке договаривать нечего". Я упомянул бы очень существенный факт, как раз я подвожу через Пушкина. Работая над "Евгением Онегиным", Чайковский настолько влюбился в Татьяну и настолько "вознегодовал на Онегина", что, как сам писал, попал в заложники этой истории. В это время он получает письмо некой выпускницы Московской консерватории Антонины Милюковой. Она пишет, что влюблена в него и наложит на себя руки, если он не ответит взаимностью. Второе письмо: "Если и на это не ответите — мне незачем жить". Петр Ильич, под впечатлением от Онегина, испугался. Он считал, что ведет себя хуже, чем Онегин: даже не ответил на первое письмо. Поехал к ней, и она заявила: "Вы же были у незамужней женщины. Будьте любезны. У нас теперь должна быть семья". Случилась эта семья. И вот эта трагедия колоссальная в его жизни произошла из-за того, что он слишком углубился в своей профессиональной деятельности в переживание Пушкина. Он вынужден был уехать на семь лет после этого, потому что боялся Милюковой. <…> Последние 18 лет она провела в сумасшедшем доме. Я также хотел бы отметить: редчайший случай, когда талант человека реализовался в таком объеме на международном уровне еще при жизни. И все это, на мой взгляд, благодаря тому, что Петр Ильич был верующим человеком. Он писал вначале произведений: "Благодарю Господа за то, что дал мне возможность начать это произведение", и в конце: "Благодарю Господа Бога за то, что закончил это произведение". Я думаю, это важно.

— Что бы вы сами спросили Петра Ильича, если бы была возможность встречи с ним?

— Мне задавали этот вопрос, и не только про Чайковского. У меня много интересных предков: и генералы 1812 года, и декабристы, и другие выдающиеся люди. Если бы у меня было ограниченное количество времени на разговор с Петром Ильичом или с другими выдающимися личностями, скажем, если бы я попал на аудиенцию к Владимиру Владимировичу Путину, я бы просто поблагодарил, искренне, от души, по-христиански, по-человечески, по-граждански поблагодарил бы этих людей за то, что они делают, и попросил бы прощения за то, что я, в эту минуту, помешал им делать их великие дела. Все!

— Каким произведением Петра Ильича вы могли бы охарактеризовать наши дни?

— Я вам скажу. Ожидание очередной "Увертюры 1812 года" (произведение Чайковского в память о победе России в Отечественной войне 1812 года — прим. ТАСС). Еще одно мощное произведение на века, которое зафиксирует нашу победу. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии