Самолёты кажутся повседневной вещью — мы видим их в небе, летаем
на отдых, следим за новостями об авиапромышленности. Но если
приглядеться, выяснится интересный факт: пассажирские самолёты
производят всего несколько компаний в мире. Почему их так
мало? Неужели остальные не могут? Или не хотят Разбираемся,
что делает авиастроение таким сложным, и почему у
большинства не получается создать конкурента для Boeing и
Airbus.
В
большинстве стран самолёты разрабатываются и производятся частными
или получастными компаниями с большим участием правительства и
господдержки.
Почему производство пассажирских самолётов доступно только
крупным компаниям
Главная причина — колоссальная сложность
производства. Пассажирский самолёт — это не просто
«большой автобус с крыльями». Это высокотехнологичный продукт,
который требует:
сотен тысяч уникальных деталей;
строжайших стандартов безопасности и сертификации;
тысяч инженеров, дизайнеров и тестировщиков;
годы исследований и миллиардов инвестиций.
Чтобы выпустить один конкурентоспособный авиалайнер, компания
должна вложить десятки миллиардов долларов — и ждать
возврата инвестиций 10–15 лет. Более того, одна ошибка в
конструкции может привести к катастрофе и краху всей программы, как
это было с
Boeing 737 MAX.
Почему новым производителям сложно выйти на рынок
авиалайнеров
Самолёт — это продукт из сотен тысяч компонентов, с инженерной,
аэродинамической, сертификационной и логистической сложностью.
Производственный цикл может достигать десятилетия. Фото."
width="1536" height="1024" class="lazyload size-full
wp-image-448607" title="Почему новым производителям сложно выйти на
рынок авиалайнеров. Самолёт — это продукт из сотен тысяч
компонентов, с инженерной, аэродинамической, сертификационной и
логистической сложностью. Производственный цикл может достигать
десятилетия."/>
Самолёт —
это продукт из сотен тысяч компонентов, с инженерной,
аэродинамической, сертификационной и логистической сложностью.
Производственный цикл может достигать десятилетия.
Даже если удаётся создать свой самолёт, это не
гарантирует успеха. Мировой рынок контролируют всего два
гиганта — американский Boeing и европейский Airbus. Их доля в
сегменте средне- и дальнемагистральных лайнеров превышает 90%.
Авиакомпании предпочитают проверенные модели с понятной
поддержкой, логистикой запчастей и отлаженным техническим
обслуживанием.
Вот почему даже крупные экономики, такие как Япония или
Германия, не производят свои пассажирские самолёты. Они
просто не видят смысла конкурировать с гигантами отрасли.
Не забудь подписаться на наши каналы в
Telegram и Дзен — там
много интересного!
Какие компании помимо Boeing и Airbus делают самолёты
На сегодня собственные программы есть у нескольких компаний:
Embraer (Бразилия) — производит региональные
самолёты E-Jet;
Comac (Китай) — активно продвигает C919, но
пока без признания за пределами Китая;
Объединённая авиастроительная корпорация
(Россия) — разрабатывает
Sukhoi Superjet 100 или SSJ100 и МС-21 с упором на
импортозамещение;
Bombardier (Канада) — ранее выпускала CSeries,
но в 2018 году продала программу Airbus. Сейчас не ведёт
самостоятельную разработку.
Но ни одна из этих компаний пока не угрожает монополии
двух лидеров, особенно на дальних маршрутах, где требуются
крупные и надёжные самолёты.
Производство самолётов — это вершина промышленного и инженерного
развития. Поэтому весь мир летает на самолётах, сделанных
несколькими компаниями. У остальных просто нет таких ресурсов и
возможностей. Это не вопрос желания — это вопрос технологий,
денег и десятилетий опыта. И пока что изменить это могут лишь
немногие.
Комментарии