В Вашингтоне 24 апреля прошли первые консультации на министерском уровне между Республикой Корея и США, посвященные новым американским пошлинам. От встречи не ожидалось конкретных результатов, но о чем-то все же договориться удалось.
Стоит отметить: переговоры шли на фоне заявления исполняющего обязанности президента РК о том, что Сеул не будет вводить ответные пошлины из чувства исторической благодарности за американскую помощь в ХХ веке. Тем временем выборы президента Южной Кореи должны состояться 3 июня.
Первые итоги
Комментируя итоги консультаций, министр финансов США Скотт Бессент сказал, что его коллега Чхве Сан Мок и министр торговли Республики Корея Ан Док Кын приехали с "высококлассными" предложениями, а южнокорейская сторона рассказала, что в Сеуле надеются завершить переговоры о пошлинах до истечения 90-дневной паузы — 8 июля.
Южная Корея попросила США освободить ее товары от американских пошлин, которые должны в итоге составить 25%. Они могут нанести существенный ущерб Южной Корее с ее моделью развития, ориентированной на экспорт, в котором не последнее — а второе по итогам 2024 года — место занимают США. Пока стороны договорились о сроках и темах обсуждений, в числе которых экономическая безопасность, инвестиции, политика по валютному курсу.
После инаугурации в январе этого года американский президент Дональд Трамп не раз вспоминал о Республике Корея. Его слова могли бы вызвать не только недоумение, но и обиду у рядового южнокорейца, видящего в США союзника и даже опору. Ряд изданий словно искренне удивлялись, что у ЕС и Японии пошлины оказались ниже
Однако южнокорейское правительство (для многих все же неожиданно) выказало готовность обсуждать требования новой администрации "в предельно спокойной манере". Так сложилась теория, что за таким решением может лежать "предельно практичный расчет".
Двойной удар
Вообще, Южная Корея оказалась во вдвойне неудобном положении: помимо пошлин, основанных на территориальном принципе, "под бой" 25-процентных отраслевых тарифов попали важные экспортные продукты страны, такие как автомобили и сталь. Республика Корея в 2024 году поставила за рубеж автомобилей на $68 млрд, причем половина этой суммы приходится на США.
После "презентации Трампа" о "взаимных пошлинах" американским властям пришлось объяснять странам, что нововведения зависят не от их тарифов, а от торгового дефицита. Заявления об этих "взаимных пошлинах" вызвали в Южной Корее словно большее недоумение, чем в среднем по миру, прежде всего потому, что между государствами заключено Соглашение о свободной торговле (KORUS).
При этом Трамп сказал, что Южная Корея накладывает на американские товары "в четыре раза большие пошлины, чем США, несмотря на американскую помощь в военных и других сферах". Южнокорейские эксперты предположили, что тот имеет в виду тарифы, которые Республика Корея накладывает в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования — Сеул взимает 13,4%, Вашингтон — 3,3%. Вот только этот режим не распространяется на Соглашение о свободной торговле между странами, согласно которому большинство товаров поставляется беспошлинно. При оставшихся исключениях средняя ставка равна 0,79%.
В конце марта этого года Офис торгового представителя США опубликовал доклад National Trade Estimate Report. "Соглашение о свободной торговле вступило в силу 15 марта 2012 года. Корея немедленно отменила пошлины практически на 80% промышленных и потребительских товаров. Сборы с большинства остальных товаров были прекращены поэтапно в течение 10 лет", — констатируют американские экономисты. По их словам, например, сборы с морепродуктов будут также устранены в 2026 году, а на "небольшое число" американских сельскохозяйственных товаров, в числе которых рис и апельсины, действуют квоты. Американские специалисты указывают и ряд других второстепенных нетарифных ограничений, связанных с экологическими и иными стандартами. Среди прочего США хотелось бы большего доступа на южнокорейский автомобильный рынок.
Страна рисоводческой культуры
Эти исключения не ускользнули от внимания Трампа. 2 апреля во время выступления на лужайке Белого дома он заявил, что в торговле "друзья часто оказываются хуже врагов". По его словам, Южная Корея взимает от 50 до 513% с сельскохозяйственных товаров, а Япония — до 700%. Южнокорейские специалисты признавали, что тарифы на рис в размере 513% имеют место, но ситуация несколько сложнее.
По договоренности с ВТО Южная Корея квотирует импорт риса — 408 тыс. т в год ввозится с пошлиной 5%, все остальное облагается заградительными барьерами 513%. Сама Южная Корея, например, в 2024 году произвела 3,6 млн т риса.
У Вашингтона же в этой квоте есть своя фиксированная доля — 132 тыс. т. Так или иначе, США в 2024 году экспортировали за рубеж риса на $2,4 млрд, причем Южная Корея закупила злака на $198 млн, став четвертым по значению импортером.
Еще одним товаром, вызывающим споры, остается говядина. В докладе американского торгового представителя отмечается, что в 2008 году Республика Корея ввела "временную меру" в виде ограничений на поставку мяса, если забитое животное было старше 30 месяцев. При этом Южная Корея стала главным зарубежным покупателем американской говядины в 2024 году ($2,2 млрд из $10,4 млрд).
В данных по этим продуктам видно, что нетарифные ограничения, которые, по мнению Трампа, приводят к дисбалансу в двусторонней торговле, не способны объяснить все $55,7 млрд южнокорейского профицита.
Страна моторов
Вид заброшенного Детройта стал символом упадка американской автомобильной промышленности. Год за годом американские автомобили вытесняли сначала японские марки, а затем и южнокорейские — не только с мирового рынка, но и с американского. Отсюда, возможно, негодование Трампа.
"81% автомобилей в Южной Корее сделаны в Южной Корее. 94% автомобилей в Японии сделаны в Японии. Toyota продала один миллион автомобилей в США, а General Motors — почти нисколько", — сказал американский президент. В 2024 году США поставили в Южную Корею автомобилей на $2 млрд, Южная Корея в США — на $34 млрд.
Американские СМИ оказываются куда резче в своей критике Трампа. Пока южнокорейские промышленники, судя по сообщениям местной прессы, просят, чтобы к ним "относились не хуже, чем к другим союзникам", американские каналы приводят слова экспертов, которые говорят прямо, что "полностью американских автомобилей" в США не бывает. Хоть какие-то иностранные компоненты есть даже в Tesla: к примеру, в Tesla Model 3 20% комплектующих — мексиканские. Они же и говорят о неизбежном росте цен для американского потребителя.
Примечательно, что лидером по локализации является южнокорейская KIA. 80% узлов модели KIA EV6 произведено в США или Канаде. В то же время пошлины 25% грозят закрытием южнокорейскому подразделению GM, которое большинство продукции с южнокорейских заводов поставляло в США.
Предельно спокойный подход
Эти примеры подтверждают распространенное мнение, что новые меры Трампа связаны не столько с представлениями о справедливой конкуренции, сколько с некоторой исторической обидой на то, что страны, которые пользовались финансовым и военным покровительством США, такие как ФРГ, Япония и Южная Корея, оказались успешнее самих американцев. Детройт больше не "автомобильная столица мира" (хотя Tesla стала пионером по части электромобилей), а США больше не промышленный гегемон. Трамп, в общем-то, так и говорил: "Многие страны обирали нас, как могли. Теперь наш черед обирать".
Южнокорейские власти, очевидно, осознают контрпродуктивность публичной полемики и степень зависимости южнокорейской экономики от экспорта в США, но мало кто может сказать, насколько сложно идут переговоры за дверями. Хан Док Су не стал спорить с Трампом. Он выразил готовность обсуждать торговый дисбаланс, наращивание импорта из США, инвестиции в энергетику и судостроение — те аспекты и сферы, о которых говорил сам Трамп.
При всем этом американского лидера также не устраивает доля Южной Кореи в совместных расходах на содержание военного контингента США на юге Корейского полуострова. Еще на первом сроке Трамп требовал увеличить долю якобы в пять раз — до $5 млрд, но в итоге было подписано соглашение на 13,9%. А осенью 2024 года он упомянул, что увеличил бы долю Южной Кореи до $10 млрд. Пока Сеулу этот вопрос удалось отделить от темы пошлин, но перспективы тоже выглядят совсем не привлекательно.
Последствия тарифов
Южнокорейские издания уже успели привести оценки экономического ущерба для страны от американских тарифов. Так, согласно IBK Economic Research Institute, 25-процентные пошлины на автомобили сократят южнокорейский экспорт по этой статье на 18%. В ответ на "экономические шоки" правительство предлагает принять дополнительный бюджет на $8,6 млрд. В интересах автомобильной отрасли планируется выделить помощь на $2 млрд.
Внутриполитическая нестабильность и трения между КНР и США уже привели в первом квартале к сокращению ВВП Республики Корея на 0,1%. Высказываются опасения, что Южная Корея может войти в "эпоху низкого экономического роста", которая окажется "хуже, чем Азиатский финансовый кризис конца ХХ века".
С другой стороны, южнокорейские власти решили лояльно отнестись к требованиям и раздражению Трампа, рассчитывая на то, что в результате переговоров они смогут добиться отмены значительной части пошлин. Их сдержанность можно объяснить еще и тем, что они уже "проходили все это на первом сроке". Трамп называл соглашение о свободной торговле "сделкой, убивающей рабочие места", и в 2018 году условия договора были пересмотрены. Тогда же под квотами оказалась южнокорейская сталь.
Впрочем, некоторые сомневаются, что американская администрация добилась тогда существенных изменений в самом соглашении. В то же время за эти годы южнокорейские компании существенно нарастили инвестиции в американскую экономику, в частности в автомобильное производство. Южнокорейские СМИ объясняют троекратно возросший профицит, на который указывали власти США, как раз увеличением южнокорейских инвестиций.
Взаимовыгодное решение
Как сказал и.о. президента, Сеул хочет найти взаимовыгодное решение. Дружба иногда требует компенсации в финансовой сфере, признал Хан Док Су. Сферы, в которых Южная Корея, вероятно, пойдет на уступки или дополнительные закупки, уже были обозначены: энергетика, судостроение, торговый баланс в целом.
Можно ожидать, что южнокорейские компании и далее будут переносить производство в США. Посредником между южнокорейским крупным бизнесом и новой администрацией США может стать глава конгломерата Shinsegae Group, по приглашению которого на следующей неделе в Южную Корею приедет Дональд Трамп — младший.
Реагируя на обеспокоенность общественности, южнокорейские министры также подчеркнули 25 апреля, что спешки при переговорах о пошлинах не будет. По крайней мере правительству Республики Корея пока удалось уклониться от однозначных обещаний, касающихся проекта по производству сжиженного природного газа на Аляске, экономическая целесообразность которого вызывает вопросы.
Некоторые южнокорейские СМИ указывают, что стране повезло, что в этот момент функции президента выполняет эксперт по торговле Хан Док Су. С другой стороны, он по крайней мере всегда может ссылаться на то, что оппозиция отказывает ему как и.о. президента в праве заключать финальный договор.
Подчеркну, 90 дней "перемирия" в "торговых играх" закончатся 8 июля, а выборы в Республике Корея назначены на 3 июня.
Комментарии