Большое штрафное лето: что сегодня нужно знать автомобилистам по изменениям в ПДД

Общество

37 Просмотры 0

Восьмая сессия Госдумы завершилась 3 августа, и, на мой взгляд, она должна особенно запомниться автомобилистам. Депутаты изучили, обсудили и приняли (порой сразу в нескольких чтениях) ряд важных законов в этой сфере жизни россиян. Также за время весенней сессии (даже можно сказать, за последние пару месяцев) парламентарии успели внести довольно много совсем новых проектов — так что, видимо, осенняя сессия (начнется 2 сентября и продлится до 30 декабря) также обещает немало нововведений по своим итогам.

Итак, что мы получили?

Недоплатили

Повышены пошлины (в 1,5–3 раза) на все "автомобильные" госуслуги, в том числе за выдачу водительских прав и регистрационных знаков. Кстати, это утверждение проходило не прям-таки просто, ряд депутатов откровенно протестовали против этой меры. Тем временем поправки к Налоговому кодексу РФ в этой связи были внесены правительством РФ в Госдуму в июле и практически моментально прошли все три чтения.

В итоге плату за получение водительских прав увеличили с 2–3 тыс. до 4–6 тыс. рублей (в зависимости от типа удостоверения — старого или нового образца), ПТС — с 800 рублей до 1,2 тыс., международных водительских прав — с 1,6 тыс

до 3,2 тыс. Выдача государственных регистрационных знаков теперь обойдется в 3 тыс. вместо нынешних 2 тыс. рублей. Появились и новые пошлины: например, 50 рублей придется заплатить за выписку из Государственного реестра транспортных средств. Новые расценки вступают в силу с 1 сентября.  

В Минфине РФ, который стал автором поправок, объяснили необходимость повышения ставок инфляцией, которая привела к росту цен. Пошлины же не менялись с 2014 года — мол, пора. Да и речь идет об услугах, которыми автолюбители пользуются крайне редко (права, например, меняют раз в 10 лет), поэтому повышение, по мнению инициаторов, не сильно ударит по карману.  

Остается надеяться, что следующий подъем случится не раньше, скажем, 2036 года.

Не пропустили

Очень многие в Сети и в офлайн-жизни высказывались по поводу поправок, которые серьезно увеличивают наказания для автомобилистов, если те не пропустили на дороге машину с мигалками. Однако депутаты приняли предложение практически молниеносно, и с 1 сентября повышается штраф за отказ пропустить на дороге машины скорой помощи, МЧС или полиции с включенными мигалками с нынешних 500–7,5 тыс. рублей до 7,5–10 тыс. Дело здесь в том, что по новой части №3 аналогичный штраф или лишение прав на срок от шести месяцев до года будет грозить и тем, кто не уступит дорогу авто с включенным спецсигналом без цветографической схемы на борту (на таких машинах возят, например, высших чиновников).  

Кстати, незадолго до этого правительство утвердило поправки в Правила дорожного движения, которые разъясняют, как правильно уступать дорогу таким машинам. Для предоставления преимущества необходимо освободить ряд, по которому двигается такой спецтранспорт, например, путем перестроения в соседний либо "любым иным способом, предусмотренным Правилами". Что имеется в виду — понять не так уж просто, будут ли в итоге штрафовать, если водитель, чтобы уступить дорогу спецтранспорту, пересек сплошную линию разметки или выехал на полосу для общественного транспорта, обочину?

Не остановились

Был увеличен максимальный штраф и за отказ водителя остановиться по требованию сотрудника полиции — с 18 июля вступила в силу новая редакция ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ. С 500–800 рублей он вырос сразу в 12–14 раз: от 7 тыс. до 10 тыс. рублей. Кроме того, появилась ответственность за повторное нарушение, которую оценили в 10 тыс. и/или лишение прав на срок до шести месяцев.

Есть важный нюанс: кроме офицера ДПС, автомобилист должен также подчиняться требованию "должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта". Как его узнать и может ли он при этом пользоваться полосатой палочкой — не уточнено.

Хотя большинство функций давно передали камерам фотовидеофиксации, сотрудники той же Госавтоинспекции регулярно проводят рейды на дорогах, и это их прямая обязанность. Так что лучше будет сбросить скорость, чтобы не упустить жест уполномоченных органов.

Напомню, рейды могут носить самые разные цели — это и проверка водителей на предмет употребления алкоголя и всяких запрещенных веществ, и на наличие детских кресел при перевозке малышей. Не надо паниковать, чаще речь идет не о нарушении, а о профилактическом мероприятии.

Тем временем в статье 12.21.1 КоАП появились и новые составы правонарушений. Например, предусмотрено наказание за невыполнение требования о прохождении весового и габаритного контроля (в том числе и для иностранных перевозчиков).

Не закрепили

Кстати, о малышах. С 26 июля мы живем с новым толкованием термина "детское удерживающее устройство".

Итак, что теперь записано в ПДД? "Детская удерживающая система (устройство) — конструкция, предназначенная для перевозки детей в транспортном средстве в целях снижения риска причинения вреда их жизни и здоровью. Лямки, гибкие элементы с пряжками, адаптеры, фиксаторы, накладки на ремни безопасности и другие аналогичные предметы не являются детскими удерживающими системами (устройствами)".

Дело в том, что сейчас на самых разных маркетплейсах и в магазинах автозапчастей открыто предлагают совершенно бесполезные устройства с точки зрения безопасности детей. Это многочисленные "бескаркасные кресла", адаптеры для штатных ремней и тому подобное. Стоят они копейки (особенно по сравнению с нормальными креслами, цена которых, как правило, стартует с 5–7 тыс. рублей), в использовании очень просты, только вот они совсем не защитят ребенка при аварии. Между прочим, на некоторые подобные устройства даже выдавали сертификаты. Поэтому в Минтрансе решили устранить законодательные лазейки и сформулировали новое понятие — "детская удерживающая система", а всякие лямки и адаптеры — под запретом. За их использование — штраф в 3 тыс. рублей.

На мой взгляд, это, несомненно, на пользу, только вот формулировка получилась сложной, длинной и, по сути, не полной. Перечислены шесть видов незаконной (и даже вредной) продукции, но через год-два не придется ли снова и снова дополнять список? "Народные умельцы" наверняка придумают еще что-нибудь, что можно выдать за "детскую удерживающую систему", с каким-нибудь названием наподобие — "совершенный спасатель ребенка". В общем, новая формулировка в ПДД, конечно, лучше старой, но не проще ли было дать четкое описание релевантным приспособлениям: "Детское удерживающее устройство — это специальное кресло или полукресло без спинки (бустер, для более крупных детей)…" Чтобы любой человек сразу понял, что входит в это понятие. Но, видимо, простота — не наш путь, и чиновники продолжают плодить "лишние сущности".

При этом в ближайшее время ждем ужесточения наказаний за перевозку детей без кресел, такие предложения в Госдуме уже готовятся.

Что предлагают

И, как я упоминал вначале, это еще не все! В течение этой восьмой сессии депутаты предложили целый ряд новых законопроектов, которые направлены, конечно, на повышение безопасности на дорогах и улучшение нелегкой жизни автомобилистов. 

Например, задумано ввести в УК новую статью — об организации автоподстав, про что я писал в прошлой колонке.

Другой законопроект даже прошел первое чтение — правда, еще в 2023 году, но сейчас его активно готовят ко второму чтению. Суть: штраф для водителей шумных автомобилей и мотоциклов собираются увеличить в 10 раз. В "базе" наказание составит 5 тыс. рублей, но, по желанию регионов (если они считают для себя проблему актуальной), штраф можно будет поднять аж до 30 тыс. Во всяком случае, именно такая сумма, видимо, устроит Москву, парламентарии которой и были инициаторами законопроекта. Столичные депутаты уверены, что источники шума в основном — дорогостоящие спортивные транспортные средства, которыми, как правило, владеют граждане очень-очень обеспеченные. Так что и штрафы должны быть самыми высокими. 

Меня, если честно, тоже очень раздражают владельцы очень громких мотоциклов и автомобилей. Особенно те, кто любит разъезжать по улицам города глубокой ночью. Тем не менее по поводу законопроекта у меня есть пара замечаний.

Во-первых, среди шумных транспортных средств немало разных старых "Жигулей", и их владельцы, очевидно, далеко не самые богатые люди. А во-вторых, есть большие сомнения по поводу точности фиксации децибел с помощью нового устройства — шумомера. Смогут ли камеры стопроцентно определить нарушение нормы шума и его источник? Скажем, если по трассе в плотном строю проехали несколько мотоциклистов, как выяснить, кто из них самый громкий? И подобных историй, думаю, будет немало, а оспорить такой штраф будет очень тяжело…

Кстати, под конец весенней сессии депутат Ярослав Нилов предложил (и направил на заключение правительству) ввести административную ответственность для инспекторов, которые вынесли незаконный штраф с дорожных камер. Сумма такого наказания, по замыслу парламентария, должна быть равна тому штрафу, который инспектор ошибочно назначил водителю. Здесь предполагается, что на изображении с камер будет все же отчетливо видно, что нарушение водитель не совершал, но нередко "должностные лица подписывают постановления, понимая, что большинство водителей не станет их оспаривать и просто оплатит штраф". По мнению автора проекта, новый закон защитит права автомобилистов, "повысит дисциплину должностных лиц и сократит количество необоснованных штрафов".

Звучит красиво, но, думаю, вряд ли этот законопроект получит одобрение в правительстве, как и другой документ, который чуть ранее внесла в Госдуму группа депутатов. Речь о том, чтобы вернуть 50-процентную скидку за оплату штрафа за нарушение ПДД в течение первых 20 дней.   

Поможет ли карательный характер большинства нововведений? Как неоднократно говорили руководители государства, "время быстрых решений", когда за счет усиления наказаний и установки бесчисленных камер аварийность снижалась, — прошло. Итоги первого полугодия 2025 года, когда по целому ряду показателей аварийность выросла, только подтверждают эти слова. Безопасностью надо заниматься только системно. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии