Серьезные изменения
"Важно отметить, что изменения начались при подготовке к саммиту АТЭС, который проходил во Владивостоке в сентябре 2012 года. Именно это масштабное мероприятие дало толчок к большим стройкам, изменилось даже восприятие целых районов. Из саммита — хоть и масштабного, но единичного события — появился ВЭФ. И теперь уже он дает стимулы для развития города", — разъяснил архитектор, добавив, что именно на форуме был задан вектор развития городской среды Владивостока.
Но серьезные инфраструктурные изменения не случаются быстро. Между возникновением идеи и началом строительства объекта происходят принятие решений, формирование нормативной базы, проектов и смет, изменение градостроительных документов, корректировки правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территории, выделение средств, подготовка участка.
Более динамичны процессы в случаях проведения масштабных международных мероприятий, но такой механизм форсирования событий не может действовать постоянно. Так, вантовые мосты — из центра города к бывшей неблагополучной окраине и от окраины к островной территории — делаются не каждый год и даже не каждое десятилетие.
"Даже если мы сейчас видим стройку, то объект был придуман и запланирован не меньше пяти лет назад, изменения, которые мы видим, имеют отложенный эффект. К примеру, некоторое время идут разговоры о жилой застройке в районе мыса Кунгасного — вдоль Амурского залива, с пешеходными маршрутами, связывающими центр города с районом "Вторая Речка", — разъяснил эксперт.
Идея уже получила воплощение в виде долгосрочного плана комплексного развития, утвержденного председателем правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным
Быстрые улучшения
Но не все улучшения городской среды требуют длительного ожидания. Например, общественное пространство на улице Адмирала Фокина в центре Владивостока. Когда-то там было трамвайное кольцо, затем рельсы демонтировали, землю заняли разномастные киоски и стихийная парковка.
"А в 2021 году, на ВЭФ, у городских властей возникла совместная с Ростуризмом идея — благоустроить площадь, высадить деревья и кустарники, построить павильон туристско-информационного центра. Предусмотрели там и систему навигации для туристов — разместили на стендах информацию об историческом центре. В 2022 году городские власти выиграли федеральный грант, и с 2023 года в центре Владивостока появилось новое приятное общественное пространство", — привел пример "маленькой городской победы" архитектор.
В сентябре 2022 года, уже после ВЭФ, накануне ежегодного праздника — Дня тигра — состоялось открытие памятника исследователю Дальнего Востока Владимиру Арсеньеву в обновленном сквере у городского фуникулера. Сквер благоустраивали к ВЭФ — мимо этого места проезжают большинство делегатов форума, территория входит в так называемый гостевой маршрут. А в 2024 году — к ВЭФ — открыли один из крупнейших на Дальнем Востоке скейт-парков. Он находится на набережной Спортивной гавани в центре города и начал работать в год, когда Владивосток носил звание Молодежной столицы России.
"Небольшие объекты, которые открываются к форуму — те самые "быстрые победы", — позволяют сделать город комфортнее. Это всегда полезно, потому что с конца сентября можно будет пользоваться каким-нибудь новым общественным пространством", — добавил Солгалов.
В дни форума, добавил он, у федеральных ведомств появляются такие идеи, как, к примеру, создание музейно-театрального комплекса, в котором разместятся филиалы Мариинского театра, Третьяковской галереи и Российского государственного института сценических искусств.
Солгалов отметил, что многие процессы идут от экономики, а не от политики.
"Необходимо создавать условия для того, чтобы город преобразовывался эволюционно, чтобы содержание сквера, набережной или спортивного объекта не становилось налоговым бременем, ведь в городе мало парков не потому, что злые люди не хотят парков. Ежегодно на содержание парка требуется примерно 10% от той суммы, в которую обошлось его создание, а если территорию должным образом не содержать, то мы снова получим пустырь", — разъяснил Солгалов.
Те инвестиции, которые поступают в город вместе с проведением масштабных форумов, позволили, например, реконструировать самый большой во Владивостоке парк — парк Минного городка.
Мастер-планов громадье
95% идей и мероприятий, включенных в мастер-план, говорит Солгалов, уже существовали в советских и российских градостроительных документах. Кроме того, в мастер-план вошли задумки и мечты горожан, к примеру о наземном метро, которое хоть и частично, но решит проблему пробок, или о возвращении Владивостоку, с трех сторон окруженному морем, морского побережья.
"Чтобы идеи стали действительно хорошими и правильными, им нужно пожить. Иногда до реализации хорощих проходит много лет, а плохие просто не проходят проверку временем и забываются. К примеру, идея перенести из центра города нефтебазу и вернуть горожанам возможность гулять по многокилометровому побережью, а не только по небольшому участку Спортивной набережной, не нова, об этом задумывались еще в 1950-е годы. И в мастер-план эта концепция тоже включена", — обозначил эксперт.
Начать благоустройство можно с побережья мыса Кунгасного, которое продолжает набережную Спортивной гавани, но сейчас там виднеются заброшенные участки, пустыри и гаражи.
Он добавил, что варианты и обоснования переноса нефтебазы, которая находится в центре города, на берегу Амурского залива, за пределы города включены в документы, принятые на основании мастер-плана. Есть даже конкретное лицо, которое обязано подготовить предложение в четкие сроки.
Механизмы реализации масштабного проекта предлагались несколько раз, в том числе специалистами инжиниринговой компании "Никкэн Сэккэй" в 2017 году, тогда мастер-план Владивостока разрабатывался по межправительственному соглашению между президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ.
Японцы предлагали построить на месте нефтебазы — имущественного комплекса частной компании — деловой центр города с дорогой недвижимостью, аренда и продажа которой могла бы постепенно компенсировать огромные расходы. Архитектор отмечает, что мастер-план — это не документ, который все службы и ведомства "взяли под козырек" и устремились исполнять. Это — концепция, которая отражает направления развития города.
И Владивосток по мастер-плану должен стать глобальным городом, который обладает федеральной значимостью, экономическим и политическим статусом в Российской Федерации и центром сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
"Глобальную цель до 2050 года можно сформулировать как "город, который успешно конкурирует с ближайшими столицами за рабочую силу, инвестиции, экономические блага", — сказал Солгалов.
Документы и калькуляция
Главный архитектор бюро SPI Planning Group отмечает, что в каждом из городов и ранее существовали градостроительные документы, но они отвечают на другие вопросы.
"В нынешних условиях мастер-план разрабатывается, не опираясь только на идею всеобщего удобства, к примеру застройки территории в концепции "15-минутного города" — где от дома до любого необходимого учреждения или объекта можно пешком дойти за 15 минут. Мастер-план обсчитывается еще и экономически, ведь все постройки потом придется содержать", — добавил эксперт, уточнив, что генеральный план города таких задач не решает.
По словам Солгалова, генеральный план города утверждает перечень объектов местного значения, которые муниципалитет обязуется реализовать к определенному сроку.
Еще существуют правила землепользования и застройки, которые юридически обязывают соблюдать определенные параметры: высотность застройки, отступ от границ участка, минимальное количество парковочных мест, которое нужно организовать, и другие технические характеристики.
У каждого ведомства — федерального, регионального, муниципального — есть свои схемы территориального планирования, которые включают подчиненные им объекты.
"А мастер-план — документ стратегического планирования. Его задача объяснить, для чего в конкретном месте нужно строить или демонтировать объект, за счет какого источника финансирования это лучше сделать, чтобы средств хватило. Мастер-план утверждает направление развития, которого будут придерживаться все — от крупных застройщиков и чиновников до микробизнеса и простых горожан. Но мастер-планом не прописывается, в каком месте должны быть школа, где и сколько кустарников высадить", — обозначил архитектор.
Он разъяснил, что в мастер-план, к примеру, внесена концепция формирования легкого метро, когда человек может доехать до своей станции, припарковать там автомобиль бесплатно, доехать без пробок до нужного ему района на электричке. Это избавляет от необходимости стоять в пробках на маршруте "дом — работа — дом" и оставлять автомобиль на платной стоянке возле офиса.
"Чтобы это реализовать, РЖД прорабатывает свою инвестиционную программу, планирует создание дополнительных станций, разъездов, дополнительных путей. Но основная задача — использовать инфраструктуру, которая уже есть", — добавил Солгалов.
Автомобили для Владивостока являются символом и в определенном смысле скрепой, так что никто не ждет, что люди полностью откажутся водить машины.
"Но проблему пробок можно решать, к примеру, созданием дорог и мостов-дублеров. Важна ведь не ширина дорог, важно их количество: две двухполосные дороги пропускают больше транспорта, чем одна четырехполосная. Критерием является связанность уличной дорожной сети, это фактически количество маршрутов, по которым вы можете добраться из точки А в точку Б", — отметил архитектор.
Он уточнил, что эта модель работает и с пешеходными маршрутами — чем их больше, тем лучше развивается малый бизнес на первых этажах зданий, мимо которых ходят пешеходы, имеющие возможность гулять по улицам, а не ходить по одному широкому проспекту.
Развитие торговли на улицах, по которым люди ходят пешком, в свою очередь, позволяет решить проблему пустырей — бизнесу, как правило, интересны территории в людных местах. О логике городской жизни специалисты, составлявшие мастер-план, тоже думали.
Вместе с тем документ имеет четкие сроки исполнения, ответственных за подготовку документации и отчетов о проведении мероприятий, в нем указаны предполагаемые источники финансирования.
"Конечно, деньги на реализацию мастер-плана будут выделять после того, как город и регион дадут заявки на участие в различных государственных программах. Никто общим потоком запрашиваемое количество миллиардов не выделит. И нет, никогда мастер-планы не реализуются на 100%, даже в советское время, когда государство было одновременно и заказчиком, и исполнителем, генпланы Владивостока реализовывались только на треть. Пожалуй, если исполнится 30−40% от всего заявленного в мастер-плане, это будет очень хорошим результатом", — добавил Солгалов.
Ксения Васильева
Комментарии