Фото: Александр Манзюк / Коммерсантъ
В июне доходность оперирования российским парком полувагонов рухнула в 2-2,5 раза по сравнению с началом 2024 года и теперь позволяет окупать только парк, купленный до 2018 года. Об этом со ссылкой на данные Центра ценовых индексов (ЦЦИ) РБК.
Такая тенденция наблюдается на фоне проблем в угольной отрасли. Разворачивающийся кризис привел к тому, что ставки на маршруте из Кузбасса в порты Дальнего Востока в прошлом месяце упали на 16 процентов по сравнению с маем для типовых вагонов и на 13 процентов — для инновационных, до 105 и 132 тысяч рублей соответственно.
На северо-западном и южном направлении падение составляет 11-13 и 7-11 процентов. Спотовые и долгосрочные ставки в июне упали на 16 процентов за типовой вагон и на 24 процента за инновационный, до минимумов с сентября 2021 года.
Источники среди крупных операторов подтвердили эту информацию. Представитель Информационного центра операторов (ИЦО) уточнил, что такие ставки делают убыточными купленные в последние годы типовые и инновационные вагоны.
Партнер Neft Research по консалтингу Александр Котов назвал такую динамику неизбежной, потому что угольные компании не могут обеспечить доходность операторов. В свою очередь, собеседник издания в операторской компании рассказал, что участники рынка перестают ремонтировать вагоны и отправляют их в отстой. В перспективе такой способ приведет к тому, что вагонов перестанет хватать, а оперативно провести ремонтные работы не выйдет.
Операторы ожидают, что из-за проблем на угольном рынке ситуация будет ухудшаться, хотя и не с такой скоростью, как в первом полугодии
Ранее замдиректора департамента Минэнерго Дмитрий Лопатин , что если негативные тенденции не переломить, то убытки угольных компаний в России в совокупности могут вырасти в три раза, до 300-350 миллиардов рублей. Отдельной проблемой он назвал закредитованность компаний, к началу второго полугодия общий долг достиг 1,2 триллиона рублей.
Комментарии