В ночь на 14 сентября 2019 года
злоумышленники проникли на территорию Бленхеймского дворца в
Оксфорде и украли золотой унитаз. Полностью функциональный унитаз с
покрытием из золота общим весом 18 карат был произведением
искусства: сатирическую работу под названием «Америка» создал
художник
Унитаз «Америка» Маурицио Каттелана
Унитаз с золотым покрытием под
названием «Америка» изготовил итальянский художник-концептуалист
Маурицио Каттелан. Он весил чуть больше 98 килограммов и был
застрахован на 4,8 миллиона фунтов (523 миллиона рублей по
нынешнему курсу). Стоимость золота на тот момент составляла 2,8
миллиона фунтов (305,2 миллиона рублей по нынешнему курсу). В 2016
году артефакт установили в Музее Гуггенхайма в
Широкая публика услышала про
унитаз во время первого президентского срока
После этого унитаз перевезли в
Бленхеймский дворец в Оксфорде — родовую резиденцию герцогов
Мальборо (титул носили члены семейства Черчиллей), которая внесена
в список Всемирного наследия
Посетители дворца могли заранее забронировать трехминутный слот, чтобы воспользоваться золотым унитазом по назначению

Бленхеймский дворец, из которого украли унитаз
Фото:
Кража золотого унитаза
На заседании, прошедшем в
минувший понедельник, 24 февраля, в Королевском суде Оксфорда,
прокурор
Согласно судебным документам,
один из обвиняемых, 39-летний
Джонс был в группе из пяти злоумышленников, которые в ночь на 14 сентября въехали в деревянные ворота Бленхеймского дворца на двух угнанных автомобилях. Они промчались по газону на внедорожнике Isuzu и VW Golf и остановились у здания. Там они разбили окно, которое фотографировал Джонс.
После этого они взломали дверь туалета и демонтировали унитаз. В результате из водопроводных труб хлынула вода, зданию XVIII века был нанесен значительный ущерб
Вся кража заняла не больше пяти минут. Преступники вывезли унитаз, после чего, с большой долей вероятности, распилили его и продали золото. Объект искусства так и не нашли.
Продажа унитаза
По словам прокурора, Джонс был в сговоре со строителем Джеймсом Шином, своим работодателем, который участвовал и в краже, и в схеме с продажей золота. 40-летний Шин ранее признал себя виновным в краже и попытке сбыта краденого. Шин стал посредником в сделке с 36-летним Фредом Доу и 41-летним Борой Гуччуком.
В переписке с Доу Шин называл добычу «машиной», это было кодовое слово — он говорил о золоте. «Я свяжусь с тобой, у меня есть кое-что подходящее для тебя», — написал Шин Доу в одном из сообщений.
Я могу продать эту машину за две
секунды... так что приходи ко мне завтра
Все трое — Доу, Гучук и Джонс — отрицают свою вину и участие в преступлении.

Обвиняемые не признали свою вину
Фото: Toby Melville / Reuters
Считалось, что в краже мог участвовать художник, создавший «Америку»
После кражи Каттелан поздравил воров и оценил кражу как необычный перформанс. После этого ему пришлось опровергать слухи, что он имеет отношение к произошедшему. Позже он признавался, что хотел бы, чтобы эта кража оказалась розыгрышем.
Кто настолько глуп, чтобы
украсть унитаз? Я верю в лучшее и хотел бы думать, что ограбление —
это поступок в духе Робина Гуда
При этом в прошлом Каттелан
устраивал провокационные перформансы, в ходе которых вполне
буквально крал произведения других художников.
В
Потом он назвал кражу «тактикой выживания» и оправдывался тем, что ему дали всего две недели на подготовку работ для выставки. «Я пошел по пути наименьшего сопротивления. Это было самое быстрое и простое решение», — объяснил он. Несмотря на то что в дело вмешалась полиция, Каттелану разрешили не закрывать выставку в течение нескольких дней.
После кражи «Америки» Каттелан принял участие в масштабной рекламной кампании страховой фирмы Arte Generali, которая специализируется на страховании произведений искусства. Они увидели в краже прекрасную возможность распространить свою деятельность на итальянский арт-рынок и сделали оригинальную фотосессию с Каттеланом. На рекламных снимках обнаженный художник прикрыт только огромными бумажными вырезками с изображением своих работ, на которых запечатлен в том числе пропавший золотой унитаз.
Arte Generali сопоставляет риск кражи произведений искусства коллекционерами с метафорическим актом воровства, который совершает каждый художник. Вся моя карьера была основана на отсутствии оригинальности — другими словами, на способности изобретать, добавляя что-то к тому, что уже было и существует
Комментарии