АРХАНГЕЛЬСК, 8 мая. /ТАСС/. Память участников союзных конвоев в годы Великой Отечественной войны почтили в Архангельске, передает корреспондент ТАСС. Участники клуба "Братство северных конвоев" возложили цветы на могилы союзников на Британском воинском мемориале на Кузнечевском кладбище.
"Восьмое мая Victory Day, День Победы в Европе, поэтому 8 мая традиционно мы нашей группой членов "Братства северных конвоев", ходим на Британский воинский мемориал в Архангельске, где у нас похоронено семь участников северных конвоев, - сказал ТАСС участник клуба Георгий Гудим-Левкович. - Возлагаем цветы, поминаем их, отдаем дань памяти".
В Архангельске похоронены семь военнослужащих Великобритании - три моряка и четыре летчика, которые погибли в 1942-1944 годах. Младшему было 20 лет, старшему - 30. Моряки умерли в госпиталях Архангельска
Кроме того, здесь захоронены больше 100 военных моряков и солдат из Великобритании и стран Британского Содружества: Канады, Австралии, Новой Зеландии, а также из США, это участники Первой мировой войны. В настоящее время за могилами следит частная компания. "Больше 25 лет нашей командой мы поддерживаем порядок на этом мемориале, - отметил ТАСС член Общественного совета Архангельска Дмитрий Акишев. - Это часть нашей истории и к ней надо относиться уважительно".
Работа в архивах и с воспоминаниями
Участники клуба ведут работу с документами как в российских архивах, так и в архивах других стран, собирая информацию о союзных конвоях. Как пояснил Гудим-Левкович, часть документов рассекречивают, другие не были секретными, но не введены в научный оборот, их не публиковали, а там могут быть важные и интересные сведения. "Например, в 2024-2025 годах был рассекречен большой комплекс документов по строительству аэродромов в Архангельске в годы войны. Это аэродромы на Бакарице, аэродром Васьково, именно его строили под тяжелые американские самолеты, которые не могли на Кегострове садиться, его делали специально, - рассказал он. - Это аэродром Поной в горле Белого моря, который строили заключенные. Всего большой корпус документов открыт, и он очень интересный".
В 2026 году будет отмечаться 85 лет прихода в Архангельск первого союзного конвоя "Дервиш". К этому времени члены клуба планируют собрать максимум данных об его истории. "До сих пор нет списка, что же привез "Дервиш", окончательного, поименного по каждому кораблю, - отметил собеседник агентства. - Пишут, что был футбольный матч на стадионе "Динамо" между моряками, но нет ни одной фотографии. И сейчас наша задача собрать все про "Дервиш": от биографии капитанов судов до детальных списков, что привез первый конвой и что куда было отправлено".
Также планируется перевести на русский язык все воспоминания участников "Дервиша", найти рапорты капитанов судов, пока обнаружено только два. Они интересны в том числе описаниями Архангельска 1941 года, которых сохранилось очень мало.
Интересна также история, связанная с доставленными "Дервишем" самолетами. Считается, что он вез истребители Hurricane, их было то ли 40, то ли 39. "Куда делся один Hurricane? Есть документы, что это был не просто обычный истребитель, это был самолет, оснащенный радиолокационной станцией, совершенно секретным на то время оборудованием. И Советский Союз его получил как некий эталон для организации противовоздушной обороны в ночное время, - добавил Гудим-Левкович. - Этот истребитель не ушел в Мурманск, а уехал в Москву, на Кубинку, и там он был изучен. И это оборудование использовалось для создания аналогов и в ПВО Москвы".
31 августа 1941 года в Архангельск из Великобритании пришел первый союзный конвой, позднее названный "Дервиш". Арктический маршрут союзных конвоев обеспечил более 90% поставок по ленд-лизу в самый тяжелый - первый год Великой Отечественной войны.
О Северных конвоях
Северные конвои, которые в Великобритании называют Арктическими конвоями, - применявшийся во время Второй мировой войны способ доставки грузов по программе ленд-лиза из США, Канады и Великобритании в Советский Союз морем через Северную Атлантику. Конвои формировались в Ливерпуле и в бухте Лох-Ю в Великобритании, а также в Рейкьявике и других портах Исландии. Их путь лежал вокруг оккупированной Норвегии, через Северную Атлантику. Расстояние до портов Мурманска, Архангельска и Молотовска (Северодвинска) суда преодолевали за 10-14 суток.
Планирование и командование конвоями осуществляло адмиралтейство Великобритании. Транспортные суда принадлежали СССР и союзникам, в основном Великобритании, США и Канаде, их прикрытие обеспечивали главным образом британские ВМС. В Баренцевом море к ним присоединялись корабли Северного флота ВМФ СССР.
Первый конвой, получивший название "Дервиш", был сформирован в Ливерпуле 12 августа и отправился в Северную Атлантику из Исландии 21 августа 1941 года. В порт Архангельска он прибыл 31 августа. Всего с августа 1941 года по май 1945 года. был проведен 81 конвой (в СССР - 42 конвоя, из СССР - 39) или более 1,4 тыс. судов. В советские порты доставлено 4,2 млн тонн грузов, в том числе 7 тыс. самолетов и 5 тыс. танков.
Комментарии