Учителей перевели на астрономические часы и дали свободный день «на самообразование»

Общество

41 Просмотры 0

Новый регламент труда призван лучше учитывать рабочее время и разгружать педагогов

Минпросвещения и Минобрнауки объединились и составили единый регламент, очерчивающий режим труда и отдыха для педагогических работников. В школах сократились уроки у первоклашек до 35-40 минут и ввели новую норму выработки. Отдыха стало больше: каникулы переформатировали, нагрузки сократили и ввели свободный день. Нагрузку посчитали – требуется письменное согласие на проверку работ, классное руководство и заведование кабинетами, а у тех, кто работает в колледжах, появились новые обязанности — и так будет до 2031 года.

Новый регламент труда призван лучше учитывать рабочее время и разгружать педагогов

тестовый баннер под заглавное изображение

Опубликован указ «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», который уточняет информацию из одноименного указа 2016 года. В центре внимания — учителя.

Отныне для дополнительной работы в школе требуется письменное согласие учителя (с указанием сроков, объемов нагрузки и суммы оплаты). Уже хорошо. Раньше бывало, что специалиста, особенно молодого, просто по почте оповещали, что он ведет кружок или сидит в ГПД (группа продленного дня) до позднего вечера

Или про «ведение кабинета» узнавали задним числом – такое тоже бывало.

Под допнагрузкой документ подразумевает дополнительные индивидуальные и групповые занятия, участие в оздоровительных, воспитательных и прочих мероприятиях (подготовка к ЕГЭ-ОГЭ, собрания с родителями, выезды на ГТО…). Приказ упоминает еще концерты, конкурсы, соревнования, спортивные турниры, тренировочные сборы и экскурсии.

Проверка тетрадей и тестов, как и про заведование «учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими и учебно-опытными участками» тоже вошли в список того, на что требуется согласие. А еще «руководство методическими объединениями»: практики, профориентация.

В нормируемую часть нагрузки вошли не только уроки, но и перемены (в расчете нагрузки академические часы заменили на обычные, астрономические). Аудиторная и внеаудиторная работа в приказе разграничены. В целях борьбы с профвыгоранием педагогам также разрешили брать один день «библиотечный день» (в документе «день для самообразования») в неделю.

Что касается полной ставки, она остается те же 36 часов (а минимальная 18 часов). В очень широком педагогическом спектре: в документе через запятую перечислены профессорско-преподавательский состав, воспитатели детсадов, педагоги психологи и соцпедагоги, педагоги-организаторы (вожатые), мастера профобучения, инструкторы, методисты, тьюторы и т. д. Из нового особо отмечена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

30 часов — отныне полная ставка для инструкторов по физкультуре, воспитателей в интернатах и учреждениях для детей-сирот, 25 часов — для воспитателей учеников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). 24 часа — для музыкальных руководителей и концертмейстеров, 20 часов для учителей-дефектологов и логопедов, 18 часов — для педагогов допобразования, включая области искусства, физкультуры и спорта, тренеров и старших тренеров.

Особого внимания удостоился график учителей начальной школы, точнее, 1 класса. В сентябре-октябре вчерашним садовцам предписаны по 3 урока в день продолжительностью 35 минут. В ноябре-декабре —уже 4 таких же урока. В январе-мае первоклашки учатся 4 урока по 40 минут.

Для всех остальных в школах и колледжах занятия по-прежнему длятся 45 минут. В обязанности педагогов в колледжах входит подготовка к занятиям, проведение воспитательной работы, участие в разработке программ и курсов, изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей студентов. Также им поручено ведение журналов и дневников, предоставление консультаций родителям (и ведение родительских собраний тоже), участие в педсоветах и других объединениях, организация родительских собраний, дежурства на переменах (не больше 20 минут), а еще «не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позже чем за 20 минут после окончания последнего урока». За дополнительную оплату на плечи педагога могут лечь допзанятия, индивидуальные и групповые, участие все в тех оздоровительных, воспитательных и прочих мероприятиях (концертах, конкурсах, соревнованиях, турнирах, сборах и экскурсиях), классное руководство). Проверка работ, «ведение» кабинетов, заведование лабораториями, мастерскими и др.

— Я чего-то нового там для себя здесь не увидел, – говорит сотрудник кафедры экономического вуза, доцент Никита Суйдин. – Много ссылок на коллективный договор и локальные акты вуза. Вот разве что «обед» выделен в отдельные полчаса. Но понятно, что для вузов все это формальность.

— Что касается школы, любое нормирование – это хорошо, - считает преподаватель и методист Анастасия Гордеева. – Я вижу, что более четко разграничили уроки и перемены, разговоры о соответствии программы санитарным нормам нашли отражение в нагрузке на первоклассников, хотя бы. Уже хорошо. Как и письменное согласие на все дополнительное. Раньше дежурства, внеклассные мероприятия - да почти все «сверху» для учителя регламентировалось только невнятными внутренними актами школы.

Свободный день, который рекомендовано выделять учителю раз в месяц «по требованию», конечно, фантастика. Каникулы остались прежними, и это больше не «рабочее время». Академические часы заменили астрономические – это тоже важно для учителя, «лишних» 20-25 минут жизни прибавилось.

В общем, да, новые правила стали четче, прозрачнее и лучше защищают время учителей. Из минусов, как работник системы СПО, могу отметить, что нас во многом приравняли к учителям в школах. А раньше в колледжах было посвободнее.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29524 от 20 мая 2025

Заголовок в газете: Дисциплина для учителя

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии