Россияне стали меньше тратить деньги на покупки и услуги. Замечено, что в нашей стране существенно сократились продажи автомобилей и на складах дилеров стоят непроданные машины не только 2024, но и 2023 года сборки. Кроме того, многие отказались от покупок в интернете и даже ряда услуг, на которые еще недавно тратили немало средств. В чем причина отказа от одежды на маркетплейсах, онлайн-подписок и абонементов в спортклубы, новых автомобилей и телевизоров?
Причины снижения покупательской активности
Первой и весьма весомой причиной стали высокие процентные ставки по депозитам, которые сделали привлекательными сбережения по сравнению со многими тратами. Так в декабре 2024 года крупнейшие коммерческие банки предлагали наиболее интересные процентные ставки по срочным вкладам для населения, чем граждане с удовольствием воспользовались.
Большинство этих депозитов еще действует, а ряд из них даже предусматривает пополнение, чем вкладчики пользуются, предпочитая сбережения покупкам. Это сработало как сдерживающий фактор от излишних трат для населения, а эффект сохранится до середины текущего года. Высокие процентные ставки по депозитам обусловлены жесткой денежно-кредитной политикой Центрального банка Российской Федерации, который повышая ключевую ставку делает деньги дорогими, а значит и депозиты более привлекательными
Второй причиной, вытекающей также из монетарной политики нашего регулятора, стало удорожание потребительских кредитов. Часть покупок в предшествующие годы производилась россиянами в кредит. Теперь же, когда потребительские и автокредиты стали существенно дороже, а также ужесточены требования по предоставлению льгот, покупки совершаются менее эмоционально и чаще за счет собственных средств. Именно этого и добивался ЦБ РФ через действие трансмиссионного механизма — сокращение объема денежных средств в обращении, чтобы понизить инфляцию.
Да, это привело к удорожанию кредитов для бизнеса и вызвало недовольство предпринимательского сообщества, но в потребительском секторе это сработало именно как надо: разогретая потребительская активность, стимулируемая рекламными акциями, скидками, доступными дешевыми кредитными деньгами и грейс-периодом постепенно сократилась. Это снизило количество денег непосредственно в обращении и начало снижать инфляцию.
В-третьих, ограничение доступных ресурсов и инфляция заставили предпринимателей предлагать меньше скидок и рациональнее подходить к рекламе и акциям. Существенная часть трат населения, особенно эмоциональных покупок, совершается на фоне так называемых выгодных предложений. Сегодня мы реже наблюдаем такие акции, особенно скидки. Это сдерживает покупательский ажиотаж, а значит, и снижает среднедневные продажи.
Кроме того, как регулярно отмечает бизнес, первый квартал, который завершился 31 марта — это всегда период просадки деловой активности. В текущем 2025 году он отмечен более серьезным спадом, чем в прошлые годы. Традиционно слабость спроса в первой четверти года объясняется тем, что люди потратили существенные суммы в новогодние праздники, а первые недели года часть россиян проводит на отдыхе за рубежом, что влияет на спрос внутри страны.
Сработала также и отмена целого ряда льготных ипотечных программ. Приобретение недвижимости всегда влечет за собой дополнительные расходы либо на ремонт, либо на внутреннее убранство, включая мебель и декор. Если же приобретают дом или участок, то к расходам на ремонт и предметы интерьера добавляются траты на благоустройство прилегающей территории. Во второй половине 2024 года произошло активное сокращение льготных программ ипотечного кредитования. При этом часть осталась и действует, но критерии предоставления льготных кредитов стали более жесткими. Это не могло не повлиять на спрос товаров широкого спектра: от строительных материалов, до бытовых и садовых принадлежностей.
И наконец, следует отметить, что финансовая неграмотность россиян сильно преувеличена. Безусловно, совершенству нет пределов и борьба с финансовым мошенничеством — это неисчерпаемый источник новостей и криминальной повестки. Однако усилия Банка России, Минфина РФ и многих организаций финансового просвещения не проходят даром. Люди все рациональнее подходят к управлению личным бюджетом, планированию своих расходов и потреблению.
Не осталось без внимания россиян и то, что обновление автомобилей и техники может не оправдать ожиданий. Например, неоднократно подмечено, что далеко не все китайские автомобили, столь быстро занявшие освобожденные западными, японскими и корейскими производителями сегменты рынка, легко ремонтировать. Наблюдаются сложности с отдельными запасными частями. В связи с этим, лучше сохранить еще совсем нестарую проверенную "лошадку", чем покупать новую.
Таким образом, снижение покупательской активности — это важный эффект текущей жесткой денежно-кредитной политики и отмены льготного кредитования, который должен привести к снижению инфляции. Одновременно это и рациональный выбор потребителей, принимающих более осознанные решения в условиях периода с меньшим числом акций и скидок.
Насколько ситуация драматична для продавцов?
Падение продаж на треть в первом квартале 2025 года к соответствующему периоду прошлого замечено на маркетплейсах. Однако настолько ли оно драматично? За последние годы объемы онлайн-торговли росли впечатляющими темпами. И рост не может быть бесконечным. После невероятного стимула к развитию, полученного в период пандемии COVID-19, а затем санкционного давления, когда продавцы-резиденты зарубежных интернет-площадок перешли на российские платформы, происходит естественный разворот динамики продаж — коррекция. Но выводы делать пока рано.
Поведение покупателей следует не только за стимулами, поступающими от продавцов, но и за курсом иностранной валюты, которая сейчас существенно подешевела, влияя на предпочтения обладателей свободных денежных ресурсов, за модой и иными факторами. Поэтому отслеживая тенденции и предпочтения покупателей, их запросы, маркетплейсы и их резиденты смогут быстро и вовремя переориентироваться на новые потребности покупателей. Также продавцы могут вспомнить про разнообразный инструментарий стимулирования продаж, где реклама и скидки — далеко не единственный и не самый эффективный. Понимание особенностей целевой аудитории позволит применять его адресно, точнее и результативнее.
Как все отразится на потребителях?
Замеченное снижение покупательской активности снизит инфляцию, но не поборет ее полностью. Поэтому цены продолжат расти, но существенно более умеренными темпами, чем прежде. Люди не откажутся от покупок онлайн полностью, так как это удобный способ выбора нужных товаров и их доставки. При этом вероятность снижения усредненного качества продаваемых онлайн товаров присутствует, что может объясняться сложностями защиты прав потребителей на маркетплейсах. От этого производителей и продавцов хочется предостеречь, так как на смену финансовых потерь могут прийти потери репутационные и портфельные, что обычно связано с более высокими затратами, чем небольшие выгоды от манипуляций с качеством изделия.
Кому выгодно сокращение потребления?
Как это ни покажется странным, может быть найден выгодоприобретатель от сокращения потребления. Безусловно, сюда нельзя отнести ни производителей, ни правительство, которые довольно внимательно относятся к рискам перепроизводства товаров народного потребления. При этом аналитики заметили, что рост потребления усиливающимися темпами начался со второй половины ХХ века, обусловив прогрессивное накопление мусора, захламляющего нашу планету и уничтожающего природу. Поэтому учет тенденций потребительского спроса и планирование производства в бизнесе, а также рациональный подход к потреблению и управлению личным бюджетом — это благо, которое оказывает положительное воздействие на состояние экономики, помогая контролировать инфляцию и предвидеть кризисы, и на окружающую среду, сокращая отходы.
Комментарии