КРАСНОДАР, 13 августа. /ТАСС/. Арбитражный суд Краснодарского края удовлетворил иск Росприроднадзора о взыскании солидарно с судовладельца и торгово-чартерного фрахтователя потерпевшего крушение у Керченского пролива танкера "Волгонефти-212" порядка 50 млрд рублей, передает корреспондент ТАСС из зала судебных разбирательств.
"Взыскать солидарно с ООО "Каматрансойл" и ООО "Кама шиппинг" в бюджет Российской Федерации сумму вреда, причиненного водному объекту, в размере 49 млрд 460 млн 85 тыс. 849 рублей, а также 10 млн рублей госпошлины", - огласил решение судья.
Ходатайства по делу
В ходе разбирательства компанией "Каматрансойл" были заявлены ходатайства о создании фонда ограничения ответственности судовладельца, об объединении в одно производство материалов в отношении данных ответчиков, рассматриваемых в Арбитражном суде Краснодарского края по заявлениям иных истцов и касающихся компенсации за проведение работ по ликвидации последствий загрязнения из-за утечки нефтепродуктов и о передаче дела на рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Представители Росприроднадзора возражали против удовлетворения всех трех заявленных ходатайств. В части вопроса создания фонда ограничения ответственности судовладельца истец отметил, что преюдицию по делу создает ранее вступившее в силу решение об отказе в удовлетворении такого ходатайства в рамках другого гражданского спора с участием тех же ответчиков, законность вынесенного судом первой инстанции была признана и апелляционным судом. Таким образом истец считает данный вопрос урегулированным и не требующим обсуждения в рамках данного дела. Против объединения дел в одно производство истец возражал
Пояснения Росприроднадзора
Комментируя полученные от ответчиков возражения, представители Росприроднадзора обратили внимание на то, что шторм не может быть учтен в качестве обстоятельства непреодолимой силы, так как судно вышло в море в нарушение технических регламентов по истечении допустимого сезона плавания в районе, где произошло крушение. А вопрос солидарного взыскания ущерба, в том числе и с судовладельца танкера, по мнению представителей истца, аргументирован тем, что компания могла повлиять на действия фрахтователя, так как по договорным отношениям отслеживает и несет бремя ответственности за свое имущество. Кроме того, согласно Кодексу торгового мореплавания, обязанность по подъему и удалению затонувшего имущества возложена на его собственника, а бездействие способствует продолжению причинения вреда.
Позиция Генпрокуратуры
Представитель Генпрокуратуры РФ, участвующей в деле в качестве третьего лица, отметил, что наличие вины ответчиков доказано - как результатами расследования Ространснадзора, так и ранее внесенными судом и вступившими в законную силу решениями о привлечении этих же ответчиков к административной ответственности. По вопросу солидарного взыскания ущерба представитель Генпрокуратуры обратил внимание на то, что у ООО "Каматрансойл" и ООО "Кама шиппинг" имеется одно контролирующее лицо, являющееся собственником 50% долей в уставном капитале ООО "Кама шиппинг" и 33% долей в ООО "Каматрансойл", поэтому данные юридические лица аффилированы и подконтрольны одному лицу. Представитель страховой компании САО "ВСК" отметил в судебном заседании, что заявленные истцом требования не входят в объем страхового возмещения по договорам страховщика с обеими компаниями.
О ЧП с танкерами
Ранее Росприроднадзор предлагал судовладельцам и торгово-чартерному фрахтователю потерпевших крушение у Керченского пролива танкеров добровольно компенсировать экологический ущерб. После истечения срока компенсации в добровольном порядке, который установлен законом в течение месяца, ведомство обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края. Сумма заявленных требований по гражданскому спору с владельцем "Волгонефти-212" - компанией "Каматрансойл", а также торгово-чартерным фрахтователем - "Кама шиппинг" составляет 49 млрд 460 млн 85 тыс. 849 рублей, истец считает необходимым взыскать ее в солидарном порядке. По данным представителей Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, на момент крушения "Волгонефти-212" на борту находилось более 4 тыс. тонн нефтепродуктов, часть из которых попала в акваторию при аварии, часть затонула вместе с фрагментами судна.
Танкеры "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" потерпели крушение 15 декабря 2024 года. Один из моряков погиб, остальных эвакуировали. По информации экстренных служб, танкеры перевозили около 9,2 тыс. тонн мазута. В результате бедствия в акватории Черного моря произошел разлив нефтепродуктов.
Специалисты МЧС продолжают работу по очистке дна Черного моря от мазута после аварии нефтетанкеров. На пляжах Анапы и Темрюкского района на 19 участках водолазами МЧС России обследовано почти 3,6 тыс. квадратных метров дна, собрано свыше 228 тонн нефтесодержащих отходов.
Комментарии