Чудовищный эксперимент, о котором молчали 60 лет: как ученый сломал судьбы детям-сиротам

ТехПро

25 Просмотры 0

В 1939 году в городе Девенпорт, штат Айова, группа ученых решила поставить научный опыт, который позже назовут «Чудовищный эксперимент» (Monster Study). Руководил проектом специалист по речевым расстройствам Уэнделл Джонсон, а проводила его аспирантка Мэри Тюдор в приюте для сирот Iowa Soldiers’ Orphans’ Home. В исследование вовлекли двадцать двух детей от пяти до шестнадцати лет. Целью было изучить природу заикания, но методы оказались настолько жестокими, что о них предпочли забыть на долгие годы.

Чудовищный эксперимент, о котором молчали 60 лет: как ученый сломал судьбы детям-сиротам. «Чудовищный эксперимент» проводился в 1939 году в приюте города Девенпорт, штат Айова. Фото.

«Чудовищный эксперимент» проводился в 1939 году в приюте города Девенпорт, штат Айова

Опасный эксперимент над сиротами в США

Бесчеловечным исследованием, как и говорилось в начале, руководил профессор Уэнделл Джонсон

Цель казалась научной — проверить теорию о том, что заикание возникает не из-за физических нарушений, а из-за того, что ребенка убеждают в его речевом дефекте. Для этого ученый и его помощница выбрали 22 сироты в возрасте от пяти до шестнадцати лет, разделили их на группы и начали психологическое воздействие, не посвящая в суть ни самих детей, ни воспитателей приюта.
Опасный эксперимент над сиротами в США. Уэнделл Джонсон и Мэри Тюдор. Источник изображения: ug.ru. Фото.

Уэнделл Джонсон и Мэри Тюдор. Источник изображения: ug.ru

Половине детей, которые не заикались, начали внушать, что их речь «ужасна» и они уже начинают заикаться. Им говорили, что нужно немедленно исправиться, иначе все станет хуже, и что лучше молчать, чем говорить «неправильно». Другим, наоборот, повторяли, что они говорят отлично, даже если у них были речевые проблемы. С заикающимися детьми поступали так же — одним говорили, что у них все хорошо, другим жестко указывали на их дефекты речи.

Что произошло с детьми после эксперимента

Эффект проявился быстро. Пятилетняя девочка, которая до этого свободно разговаривала, через пару встреч уже отказывалась говорить. Девятилетняя перестала поднимать глаза, прикрывала лицо рукой и молчала. Другие начали зажиматься, вставлять лишние слова, бояться начинать фразу. Школьная успеваемость у всех в «негативной» группе резко упала. Старшие подростки жаловались на постоянный страх не суметь выговорить слово. Некоторые начали щелкать пальцами или издавать звуки, пытаясь «подтолкнуть» речь.

Что произошло с детьми после эксперимента. Дети, над которыми был поставлен эксперимент. Источник фотографии: learning-history.com. Фото.

Дети, над которыми был поставлен эксперимент. Источник фотографии: learning-history.com

Мэри Тюдор в своих заметках признавалась, что дети стали замкнутыми, тревожными и потеряли уверенность в себе. Даже после завершения эксперимента она несколько раз приезжала в приют, чтобы попытаться «исправить» последствия, но признавалась, что сделать это полностью не удавалось. У многих детей сформировалась стойкая неуверенность в речи, а у некоторых — проблемы, которые они пронесли через всю жизнь.

Жестокие эксперименты Випехольма: для чего детей в 1940-х кормили только сахаром?

Последствия чудовищного эксперимента

Официально результаты никогда не публиковались. Среди коллег Джонсона о них знали, но предпочитали молчать, называя исследование «Чудовищным экспериментом». Одни считали, что это из-за жестокости методов, другие — из-за самой идеи испытывать гипотезу на сиротах. О широкой огласке речь пошла только в 2001 году, когда журналист Джим Дайер нашел материалы и разыскал выживших участников. Их рассказы о долгосрочных психологических травмах вызвали шок у общественности.

Последствия чудовищного эксперимента. приют Iowa Soldiers’ Orphans’ Home. Источник фотографии: wikipedia.org. Фото.

приют Iowa Soldiers’ Orphans’ Home. Источник фотографии: wikipedia.org

В 2007 году семь пострадавших получили от штата Айова компенсацию в 925 тысяч долларов за эмоциональный и психологический ущерб, нанесенный экспериментом. К этому моменту им было уже за семьдесят, и процесс тянулся почти до последних лет их жизни. Суд признал, что хотя никто из детей в итоге не стал заикаться, многие приобрели страх речи, замкнутость и проблемы в общении, которые тянулись десятилетиями.

Сегодня подобное исследование было бы невозможно. После 1974 года в США действует закон, требующий обязательного информированного согласия участников. Ассоциация речи, языка и слуха прямо запрещает эксперименты над детьми, если есть риск долгосрочного вреда.

Хотите больше шокирующих историй, о которых молчат учебники? Подписывайтесь на наш Telegram-канал — там мы рассказываем то, что невозможно забыть.

История «Чудовищного эксперимента» стала мрачным напоминанием о том, что слова могут быть не менее разрушительны, чем физическая боль, особенно когда адресованы ребенку, лишенному защиты и семьи.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии