Едва не упустила путевку в жизнь: почему Людмила Сенчина отказывалась браться за "Золушку"

Музыка

44 Просмотры 0

Статья
13 декабря народной артистке исполнилось бы 75 лет

Редакция сайта ТАСС

Людмилу Сенчину называли Золушкой советской эстрады, при этом исполнять шлягер, который впоследствии стал ее визитной карточкой, певица поначалу никак не хотела. Рассказываем о жизни и творчестве артистки, чьи песни до сих пор звучат, напоминая о чудесах, любви и нежности. 

Хулахуп и мечты о платьях

Людмила Петровна Сенчина родилась в 1950 году в селе Кудрявцы (Николаевская область Украинской ССР). Ее мать Сара Алексеевна была учительницей, занималась огородом, много времени посвящала работе в колхозе. "Современные городские жители даже представить себе не могут, как после войны надрывались в колхозах", — вспоминала Людмила Сенчина. Дочку Сара родила прямо на печи, а роды принимал не акушер, а ветеринар. Отец будущей артистки — Петр Маркович — работал директором поселкового дома культуры. У него была необычная история — он вырос в таборе, был на одну половину цыган, а на вторую — молдаванин

"Фамилия Сенчин — молдавская, у нее нет мужского и женского рода. У меня в паспорте было написано "Людмила Сенчин". Когда снималась в фильме "Шельменко-денщик", Михаил Пуговкин, который играл главную роль, спрашивал: "А что это у нас за китаец, Сен-чин?" — рассказывала в интервью Людмила. 

С 10 лет вместе с родителями Людмила Сенчина жила в городе Кривом Роге. В школьные годы она занималась самодеятельностью, о карьере артистки не задумывалась, но тщательно следила за собой. "Крутила хулахуп, пила витамины, делала маски для лица, грезила о платьях — воображала их в деталях <...> Могла увидеть в журнале красивую прическу и загореться сделать себе такую же: три часа отсидеть в очереди в парикмахерской, отдать все сэкономленные на завтраках деньги, чтобы дома походить оставшуюся часть дня с модной укладкой, а вечером помыть голову. Я существовала в своем мире, в своей маленькой коробочке и зачем-то лепила и лепила свой образ", — вспоминала о своей юности артистка. 

Театр и первые роли

В 17 лет Людмила услышала по радио объявление о наборе в Ленинградское музыкальное училище имени Римского-Корсакова. В один момент она поняла, что хочет стать певицей. После окончания школы девушка уехала в Ленинград и поступила на отделение музыкальной комедии.

"Питер навсегда определил и решил мою судьбу. В том смысле, что искупал меня в море любви, меня, девчонку с Украины, плохо говорящую на русском языке. Питер! Спасибо за судьбу!" — говорила спустя годы артистка. Однако поначалу в Ленинграде ей было нелегко. Людмила тосковала по семье и по Кривому Рогу, никогда не высыпалась из-за того, что соседи по общежитию начинали играть на инструментах с раннего утра. Почти все время Людмила посвящала учебе, а в свободное время выступала с песнями на танцах в ДК офицеров и ДК моряков. Однажды студентку заметил руководитель Ленинградского концертного оркестра Анатолий Бадхен и взял на работу. 

После окончания училища в 1970 году Сенчина устроилась в Театр музыкальной комедии. Ее звонкое сопрано и миловидная внешность обеспечили ей ведущие роли в опереттах. В то же время артистка дебютировала в кино — снялась в музыкальных комедиях "Волшебная сила" (1970), "Шельменко-денщик" (1971) и телефильме "После ярмарки" (1972). В Театре музыкальной комедии Людмила проработала пять лет — из-за разногласий с руководством она решила покинуть труппу и начать сольную карьеру на эстраде. Впрочем, к тому времени Сенчина уже успела заявить о себе. 

Как появилась "Золушка"

"Золушка" — самая известная песня в репертуаре Людмилы Сенчиной. При этом она не создавалась для певицы специально, а появилась на свет благодаря случайности и изначально досталась другой артистке. История началась в 1969 году: композитор Игорь Цветков и актер Илья Резник, сочинявший стихи, придумывали песню для спектакля про Французскую революцию. Резник написал для нее стихотворение под шекспировским названием "Сон в летнюю ночь". А когда Цветков по телефону наиграл ему теперь уже знаменитый мотив "Та-ра-ра-рам", поэт заявил: "Игоряша, я в восторге, но это не "Сон в летнюю ночь", песня будет называться "Золушка".

Песню показали Анатолию Бадхену, чей оркестр на тот момент сотрудничал с Сенчиной. "Золушка" ему понравилась, но отдал петь ее он другой солистке — Таисии Калинченко. Впрочем, со временем композицию решили доверить и Сенчиной — то ли потому, что Калинченко ушла в декрет, то ли для того, чтобы артистки выступали с ней по очереди, здесь информация разнится. 

Людмила поначалу была категорически против. Она хотела исполнять не детские песенки, а глубокие, драматические композиции, романсы. Однако Бадхен не сдавался — постоянно напевал при молодой артистке "та-ра-ра-рам", посылал ей открытки со строчками из песни. В итоге Сенчина сдалась и согласилась.

Слава обрушилась в 1971 году, после того как Людмила выступила на "Голубом огоньке". "Решила: ладно уж, спою вашу дурацкую "Золушку", только отстаньте! Вышла, чистенько спела… и там просто потолок рухнул! Бомба взорвалась! Все аплодировали как сумасшедшие, меня несколько раз вызывали на бис. Я даже не проснулась знаменитой — приехала на концерт подающей надежды певицей, а уехала звездой", — вспоминала Сенчина.

В 1970-е песня стала хитом — ее можно было услышать и в школах, и в домах, и на улицах. В 1973-м "Золушка" попала в число лауреатов "Песни года", причем на фестивале — по желанию композитора Цветкова — ее исполняла Таисия Калинченко. Сенчина сама в нескольких интервью признавалась, что ее конкурентке песня по образу подходила больше, однако в сознании зрителей "Золушка" все равно закрепилась за Людмилой. Со временем некогда ненавистная композиция стала, по словам певицы, ее "палочкой-выручалочкой". "Если где-то зал меня принимает чуть похуже, я добиваю публику этой песней", — рассказывала Сенчина.

Таисия Калинченко говорила так: "Конечно, мне было обидно, но никогда, нигде, ни единым словом я об этом не обмолвилась. А прошло время, и я поняла, как удачно получилось. Выиграла песня! Наверное, она и живет так долго потому, что пели ее и я, и Люся. Когда пришло время конкурса "Песня года-73", редакторы позвонили Цветкову и спросили, кого бы он из нас двоих хотел видеть в финале. Игорь назвал меня. И в финале пела я. Так что какие к Сенчиной могут быть претензии?"

Сенчину часто ассоциировали с Золушкой — золотистые волосы, красивое лицо, нежный голос, талант, который позволил ей выбраться из глубинки и стать звездой. При этом сама Людмила подчеркивала, что в жизни она не такая покорная и скромная, как героиня сказки, а верить только сценическому образу не стоит. "Не понимаю, почему нельзя быть волевым и страстным человеком и при этом нежной принцессой?! Никому не интересна инфантильная моль с золотыми кудрями. Сильная, решительная женщина, когда дело доходит до нежных чувств, может быть тоньше и лиричнее тех, кто выглядит как ангел. А у ангела может оказаться клубок змей за пазухой. Все относительно в этой жизни", — говорила артистка

Взлет на эстраде и скандал в кино

С 1975 года Людмила Сенчина полностью посвятила себя концертной деятельности. Она выпустила дебютную пластинку, оставалась звездой Ленинградского государственного концертного оркестра под управлением Анатолия Бадхена, была солисткой "Ленконцерта". В 1979-м ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.

Репертуар Сенчиной пополнялся хитами, среди них — песни "Лесной олень", "Камушки", "Полевые цветы", "Черемуха", "Любовь и разлука", романс "Белой акации гроздья душистые" из фильма "Дни Турбиных". В 1976–1985 годах Сенчина была одной из главных звезд советской эстрады, собирала большие концерты, регулярно выступала на фестивале "Песня года", выпускала сольные альбомы. 

В 1978-м вышел советский вестерн "Вооружен и очень опасен", в котором Сенчина сыграла одну из главных ролей — певицу Жюли Прюдом. "Я туда попала как кур в ощип, потому что должна была сниматься Гурченко. Я никогда и не думала… Пошла с маленьким ребенком гулять, сижу в парке — скучаю… И вдруг, как в кино, подходят мужчины в черных плащах: "Мы из киностудии имени Горького". <...> Гурченко, мол, сломала ногу, и мы вас очень просим... И так вот — бум! — я попала в этот фильм. Даже не успела опомниться", — рассказывала Сенчина. 

В фильме были откровенные сцены, в которых Людмила сыграла вместе с актером Леонидом Броневым. После премьеры на Сенчину посыпались упреки, и больше в художественном кино она не снималась. На ее концертной деятельности скандал не отразился — Сенчина гастролировала, выступала и выпускала диски на протяжении десятилетий, а в 2000-х стала героиней нескольких документальных фильмов. В 2002 году ей присвоили звание народной артистки России.

Любовь, браки и дружба с Тальковым

Личная жизнь Сенчиной была непростой. Первый муж Вячеслав Тимошин работал солистом Ленинградской оперетты. Он был старше Людмилы на 21 год. В 1973 году у них родился сын Вячеслав — единственный ребенок Сенчиной, но со временем брак распался (вместе супруги прожили 10 лет). Причиной разрыва стала влюбленность Людмилы в Иосифа Кобзона, но об этом романе певица позже пожалела: "Это разбило мне сердце. Как же я потом себя корила, что ушла от мужа, разрушила семью, лишила ребенка отца. Жаль, что не сумела побороть тогда своей страсти".

Второй муж Сенчиной — музыкант Стас Намин. Они были женаты в 1980–1990-х годах. В интервью артистка рассказывала, что причиной расставания стал вспыльчивый характер ее супруга.

Третий и последний муж — Владимир Андреев, который был концертным директором и продюсером Сенчиной. Они поженились в 1996 году и провели вместе более 20 лет — до самой смерти артистки в 2018 году. В интервью и Андреев, и Сенчина рассказывали, что у них были спокойные и теплые отношения.

Еще одной важной фигурой в жизни Людмилы Сенчиной был рок-музыкант Игорь Тальков. Они сблизились в 1980-х годах: многие приписывали артистам роман, но их связывала только дружба. "Мне было необходимо с ним разговаривать, дурачиться. Наверное, он был в меня какое-то время влюблен, но виду не подавал. Я с детства была одна, и Игорь стал моей первой и единственной близкой "подругой". Посмотреть со стороны — подозрительно: ну не бывает такой дружбы между взрослыми мужчиной и женщиной. Но к Игорю даже Стас Намин не ревновал, и это поражало: Стас был тот еще Отелло", — рассказывала в интервью Сенчина. Тальков был талантливым аранжировщиком, автором песен. Вместе они записали несколько интересных произведений — дуэт "Из твоего окна", "Бумажный самолетик", "Час до рассвета", "Все позабудь". Эти песни позволили Сенчиной раскрыть новые грани творчества.

Последние годы жизни Людмила Сенчина боролась с онкологией. Певица скончалась 25 января 2018 года в Санкт-Петербурге. 

Дарья Шаталова​​​ 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии