С умной колонкой, всемирным эфиром и рапортами: умерло ли радиовещание

Общество

59 Просмотры 0

За последние десятилетия радиослушатель в России, конечно, очень изменился. После того как эфир в начале 90-х годов прошлого века открылся коммерческому вещанию, слушатель получил множество альтернатив, через которые и сам "профессионально взрослел", и заставил вместе с собой развиваться всю индустрию.

Появление и взросление  

Первые станции так называемого общего формата, открывшиеся не без участия крупных мировых игроков радио, стали общаться со слушателем на его языке. Ведущие, которых сразу окрестили модной импортной аббревиатурой DJ, как бы переживали с каждым конкретным слушателем все его удачи и невзгоды, становясь практически членами семьи. Их ждали, на их точку зрения равнялись, их цитировали. Да и сам формат станций давал шанс здесь и сейчас оперативно узнать все главные новости, услышать последние музыкальные новинки.  

Чего стоит только популярность передач по заявкам, где каждый дозвонившийся мог не только на всю страну поздравить кого-то или передать привет, но и решить — что именно включить в качестве презента. Бытовали даже легенды про счастливчиков, как-то умевших прорываться с домашнего телефона (мобильных тогда не было) в вожделенный эфир по несколько раз в месяц

Причем не на студию регионального сегмента той или иной мегапопулярной станции, а в главную — в Москве. Помню, у нас в небольшом подмосковном городке такие удачливые товарищи становились местными звездами. Кто-то им даже завидовал, а кто-то пытался подружиться, мол, если так "фартит" с радио — значит, наверное, он удачлив и в остальном.

В другую сторону маятник предпочтений слушателя, считавшего себя уже профессионалом, качнулся ближе к концу нулевых. Это был в разы ускорившийся темп жизни, активное продвижение интернета со всеми сопутствующими способами мгновенной коммуникации. Да и личные проблемы, начиная от пробок на дорогах и заканчивая ипотекой, сделали слушателя повзрослевшим. Он часто переставал нуждаться в мнении человека, сидящего по другую сторону эфира, оставляя за ним роль сопроводителя музыкальных треков и, может быть, легкого собеседника. Слушателю захотелось чего-то, что интересно только ему, — круглосуточного информационного потока, череды анекдотов или музыки определенного формата с минимальным участием ведущего.

Индустрия тут же среагировала на запрос, создав методом проб, ошибок и экспериментов множество жанровых станций. Но все новое — это всегда хорошо забытое старое. Сейчас мало уже кто помнит, но в начале 1990-х годов попытки создавать тематические каналы уже были: станции бардовских песен, новостные станции, каналы с анекдотами, с исключительно народными или классическими мелодиями. Правда, вещали они тогда за неимением больших возможностей на средних, длинных и даже коротких волнах в строго определенные интервалы времени. И то и другое не могло не сказаться на качестве и регулярности приема, а главное — на интересе рекламодателей, деньги которых становились решающим аргументом в дальнейшей судьбе.  

Востребованность сегодня

В наше время гражданского вещания на средних и длинных волнах уже почти не ведется — эти диапазоны не могут передавать звук в стереоэффекте, собирают в себя кучу индустриальных помех, да и приемников, способных принимать эти частоты, становится все меньше. Зато ультракороткие волны, называемые в обиходе FM, развиваются и предлагают слушателю все больше вариантов, рассчитанных на вполне определенные целевые аудитории.  

Надо признать, что труд радийщиков востребован, даже несмотря на все тот же интернет и доступность сервисов, способных создавать индивидуальные музыкальные подборки хоть на сутки сразу. По данным вице-премьера правительства РФ Дмитрия Чернышенко, общая еженедельная аудитория радиослушателей в стране превышает 50 млн человек, а всего на вещание выдано более 3,5 тыс. лицензий. Это говорит о том, что радиоэфир по-прежнему служит важным средством массовых коммуникаций. При этом индустрия ведет активную работу по импортозамещению оборудования на российские аналоги. Только в 2023–2024 годах государство оказало поддержку более чем 50 значимым радиопроектам и намерено дальше развивать это стратегическое направление и способствовать его переходу на современные технологии.

Не повезло в эпоху стремительного развития радиоиндустрии только проводному вещанию — тем самым радиоточкам, с коими всегда ассоциировалась любая советская кухня. Если еще в 1960-е годы люди требовали высоких темпов радиофикации и писали по этому вопросу гневные письма в местные исполкомы, то уже в начале 90-х годов радиоточки стали стремительно терять популярность. При первом же ремонте в квартире жильцы часто ликвидировали их самостоятельно, а затем за отсутствием востребованности ликвидировались уже городские или районные радиоузлы. Автономные, способные работать даже в условиях полного отсутствия электричества "провода" были ограничены в своем спектре передаваемых каналов (не более трех) и потому, конечно, не могли конкурировать с "частотами". Хотя с точки зрения оповещения о чрезвычайных ситуациях радиоточки являются, наверное, самым удобным каналом связи, что неоднократно доказывалось на практике. Видимо, поэтому в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе и еще в ряде крупных городов страны систему проводного вещания не только сохранили, но и всячески стараются поддерживать. Но это скорее исключение из общей тенденции.

Лазейки актуальности

Впрочем, говоря о радиоточках, нельзя не учесть и то, что для кого-то радио на кухне все еще является неким символом уюта из детства или молодости. После отключения проводного вещания ностальгирующие нашли необычное решение: вставили в те самые советские радиоточки современные миниатюрные умные колонки, получив своего рода "машинку времени" с сохранением антуража и многократно увеличившимся репертуаром.

А что насчет радиолюбителей? Ведь в советское время кто-то из друзей общих друзей точно посещал подобные кружки, существовавшие почти в каждом городе или поселке. Так вот, это движение существует и сегодня, его участники работают на специально выделенных частотах, используют для этого современное оборудование и нередко приходят на помощь в сложных и даже критических ситуациях. К примеру, не так давно весь мир узнал историю Сергея М., который при помощи своей радиостанции помогал родственникам жителей оккупированной киевскими нацистами Суджи находить своих близких и узнавать об их судьбе. И в истории радиолюбителей это далеко не единственный случай.  

А еще любители дальнего приема наравне с простыми слушателями ловят сигналы всемирного радиоэфира или, как его принято еще называть, иновещания, до сих пор существующего на коротких волнах. И даже помогают радийщикам оценивать качество приема, отправляя рапорты по утвержденной системе параметров качества сигнала и получая в подарок коллекционные QSL-карточки: специальные открытки с благодарностью.  

В общем, несмотря на развитие новых технологий, радио живет и развивается. И потому, если вдруг станет одиноко, всегда нужно помнить, что мы не одни и в пространстве вокруг нас незримо витают радиоволны. Они несут в себе голоса и культуры далеких стран, указывают самолетам, как нужно лететь, а кораблям — плыть, передают последние сводки с полярных метеостанций, доносят тревоги и надежды людей, проживающих там, где все еще недоступен телефон и интернет.

Все это — маленькая жизнь, ставшая возможной благодаря выдающемуся русскому ученому Александру Попову. Именно он 7 мая 1895 года продемонстрировал созданный им первый в мире приемник и осуществил сеанс связи, открыв для человечества новую эпоху под названием "радио". 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии