Пьеса «4’33″»: самое спорное произведение XX века, которое не содержит ни одной ноты

ТехПро

24 Просмотры 0

В истории музыки есть множество произведений, которые шокируют масштабом, громкостью, сложностью исполнения, замысловатостью мелодий и т.д.. Но есть одно сочинение, которое стало революцией благодаря… отсутствию звука. В 1952 году композитор Джон Кейдж представил публике пьесу, в которой музыкант не извлекает ни одной ноты. Название этого произведения — «4’33″», и оно вошло в историю как одна из самых спорных и глубоких работ XX века.

Пьеса «4’33″»: самое спорное произведение XX века, которое не содержит ни одной ноты. Произведение «4’33″» не содержит ни одной ноты. Фото.

Произведение «4’33″» не содержит ни одной ноты

Что такое «4’33”» и в чём его смысл

Пьесса «4’33″» (произносится как «четыре минуты тридцать три секунды») — это пьеса, которая состоит из тишины

Точнее, из трёх частей, в которых исполнитель сидит за инструментом, не прикасаясь к клавишам, струнам или кнопкам. В течение 4 минут и 33 секунд не происходит ничего. Ни единого аккорда. Ни одной мелодии. Только тишина.

Но это лишь на первый взгляд. Ведь в зале в это время звучат шорохи одежды, кашель зрителей, поскрипывание стульев, звуки с улицы, дыхание, напряженное ожидание. Именно это, по замыслу Кейджа, и является самой сутью произведения.

Сам автор говорил: «Тишина — это не отсутствие звука. Это просто другой способ слушать». Знаменитая идея Кейджа состоит в том, что тишина не существует в природе — даже в изолированных пространствах мы слышим биение своего сердца, дыхание, шум в ушах. Следовательно, любое восприятие звука — уже музыка, если слушатель готов ее таковой воспринимать.

Что такое «4’33”» и в чём его смысл. Композитор и филосов Джон Кейдж, автор пьессы «4’33”». Фото.

Композитор и филосов Джон Кейдж, автор пьессы «4’33”»

Первая постановка «4’33″»

Премьера пьессы «4’33″» состоялась 29 августа 1952 года в городке Вудсток (штат Нью-Йорк), в Maverick Concert Hall. Исполнителем был пианист Дэвид Тюдор. Он вышел на сцену, сел за инструмент, закрыл крышку клавиш — и замер. Каждая часть пьесы начиналась с закрытия крышки и завершалась ее открытием. Между ними — полная тишина.

Реакция публики была неоднозначной. Кто-то смущенно переглядывался, кто-то нервно смеялся, а кто-то начал внимательно прислушиваться к любым звукам в зале. Многие восприняли это как провокацию или даже насмешку. Однако спустя десятилетия “4’33» стало признанным произведением концептуального искусства.

Почему это считается музыкой?

Критики и слушатели годами спорили, можно ли считать музыку без звука музыкой? Джон Кейдж дал четкий ответ: музыка — это не только то, что исполняется на инструментах, а любой опыт осознанного слушания.

Пьеса «4’33″»: самое спорное произведение XX века, которое не содержит ни одной ноты. Почему это считается музыкой? Фото.

Кейдж, вдохновленный восточной философией и особенно дзен-буддизмом, считал, что композитор — не автор, а медиатор. Он не должен навязывать слушателю эмоции и смыслы, а лишь создавать условия для восприятия мира как он есть.

К моменту создания «4’33″» Джон Кейдж уже экспериментировал с нестандартными формами: писал музыку для подготовленного фортепиано, использовал случайные последовательности звуков и элементы случайности. Его интерес к шуму, паузе и молчанию был естественным продолжением этих поисков.

Исполнение тишины — это тоже искусство

В концертных залах по всему миру «4’33″» исполняют симфонические оркестры, камерные ансамбли и сольные музыканты. Все они выходят на сцену, садятся с инструментами, устанавливают таймер и… молчат. И хотя кажется, что это просто, на самом деле исполнить «ничего» — невероятно сложно.

Требуется выдержка, дисциплина, абсолютный контроль над телом. Любой неловкий вздох или движение может «испортить» тишину. Музыкантам приходится бороться с внутренним импульсом играть, с волнением и вниманием зала.

Более того, каждый зал звучит по-разному. В одном — слышны капли дождя на крыше. В другом — шаги прохожих за окном. Именно эти различия делают каждое исполнение уникальным. Но самое интересное, что «4’33″» — это пьеса, в которой публика становится соавтором, ведь именно она наполняет пространство звуками.

Исполнение тишины — это тоже искусство. Джон Кейдж утверждал, что даже в полностью изолированной комнате не существует тишины. Источник: artifex.ru. Фото.

Джон Кейдж утверждал, что даже в полностью изолированной комнате не существует тишины. Источник: artifex.ru

Влияние на современное искусство

Пьеса «4’33″» оказала влияние далеко за пределами академической музыки. Произведение стало символом концептуального искусства, в котором важнее идея, чем форма. Оно предвосхитило появление саунд-арта, работы с тишиной в кино, перформансе и даже архитектуре.

Композиторы, режиссеры, художники начали экспериментировать с паузами, молчанием, пустотой. Тишина стала инструментом выражения, способом привлечь внимание к самому факту восприятия.

Почему «4’33”» до сих пор актуально

В эпоху постоянного шума — уведомлений, подкастов, новостей, музыки на фоне — идея посидеть 4 минуты 33 секунды в молчании кажется почти радикальной. Это упражнение в концентрации внимания, замедлении и чистом восприятии.

«4’33″» становится не только музыкальным произведением, но и практикой осознанности. Оно приглашает нас не только слушать, но и слышать. Заметить, что за кажущейся тишиной прячется целый мир.

Обязательно посетите наши каналы Дзен и Telegram, здесь вас ждут самые интересные новости из мира науки и последние открытия!

В XXI веке «4’33″» исполняется не только на сценах, но и в наушниках — кто-то включает запись, чтобы сосредоточиться. Другие организуют флешмобы, где люди вместе молчат 4 минуты 33 секунды на улицах, в метро, в офисах. Кейдж создал произведение, которое не стареет, потому что оно всегда актуально — в любой обстановке и для любого человека.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии