Оценки за поведение в школе: тонкая грань между воспитанием и давлением

Общество

59 Просмотры 0

1 сентября 2025 года Минпросвещения планирует ввести в ряде регионов пилотный проект — оценку за поведение в школах. Подобная практика существовала еще в советских школах, но к началу 90-х от нее отказались. ТАСС выяснил у экспертов, что побудило вернуться к хорошо забытому старому и какие вызовы стоят перед современной школой.

Как будут оценивать

В настоящее время Минпросвещения разрабатывает критерии оценок за поведение. В качестве вариантов рассматриваются классическая пятибалльная шкала и письменные комментарии учителя. Для младшей школы могут ввести поощрения в виде наклеек (звездочек).  

Член Всероссийского родительского комитета, эксперт РАНХиГС, эксперт национальных проектов Алена Гейдт полагает, что оценка поведения — это деликатный вопрос, который требует внимательного подхода. Важно учитывать следующие аспекты:

  • Объективность
    Нужны довольно ясные и четкие критерии оценок за поведение, со ссылками, например, на устав или иной локальный нормативный акт образовательной организации, чтобы избежать субъективизма. Это позволит минимизировать возможные конфликты между учениками, родителями и педагогами. А еще важно обсудить эти критерии с родительскими комитетами в школах.
  • Индивидуальные особенности: нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, включая эмоциональную зрелость, социальные условия и уровень развития.
  • Позитивное подкрепление: оценка должна больше акцентироваться на поощрении положительного поведения, чем на наказании за негативные поступки. Введение системы поощрений за соблюдение правил и проявление ответственности могло бы стимулировать детей вести себя лучше.

Что касается повода для низких оценок, по мнению Алены Гейдт, здесь важно действовать взвешенно. "Двойка за поведение могла бы ставиться в случае систематического нарушения школьных правил, агрессивного поведения или регулярного проявления неуважения к учителям и одноклассникам. Однако такие ситуации требуют глубокого анализа и консультации со школьным психологом", — отметила Гейдт.

Директор МБОУ "Средняя школа №6" (г. Норильск) Наталия Петрухина считает, что оценки за поведение должны быть законодательно закреплены. Критерии должны быть прописаны для всех участников процесса: детей, родителей, учителей и всех работников школы. "Эта оценка не должна быть использована против детей. Мы не понимаем пока, будет ли эта оценка влиять на аттестат и на поступление в вуз, никаких разъяснений нет. К вопросу о внесении в аттестат нужно вернуться после появления разъяснений и четких критериев, потому что оценка должна быть объективна. Проблему открытой агрессии оценка, может быть, и решит, но есть опасность скрытой травли, а это куда серьезнее", — прокомментировала Наталия Петрухина.

"В нашей школе при введении данной оценки в критерии я бы вносила еще некоторые моменты: внеучебная деятельность, нестандартный подход, успехи в спорте или творчестве. К разработке данного нововведения нужно очень грамотно подходить, чтобы сразу не похоронить данный проект, потому что оценка должна помогать, а не увеличивать пропасть между ученическим и учительским сообществом", — добавила Петрухина.

 Не только школа

Клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент МГПУ, руководитель департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности Лариса Овчаренко считает, что оценка за поведение — это внешняя опора, которая поможет ребенку для определения внутренней системы ценностей. "Дети в разном возрасте, с точки зрения созревания лобных долей головного мозга, могут по-разному прогнозировать перспективу своего поведения, его результаты и  последствия. В этой связи необходимость оценки поведения очень структурирует: "Я понимаю, что хорошо делаю, а что плохо". Это может создать хорошую линейку ценностей, если не будет перегибов", — пояснила психолог.

С другой стороны, введение оценок за поведение, по мнению Алены Гейдт, может способствовать созданию более безопасной и комфортной среды в школе. Если ученики будут понимать, что их поведение оценивается, это может снизить частоту проявлений агрессии и дискриминации. Однако важно помнить, что борьба с буллингом требует комплексного подхода. Помимо оценок, необходимы программы профилактики, работа с психологами и активное вовлечение родителей в процесс воспитания.

Что провоцирует буллинг

С некоторого времени в наш лексикон вошло понятие буллинг (от английского bullying — травля). Это не просто плохое поведение: агрессор (буллер) хочет унижать другого, показать свою силу и за счет этого заработать авторитет.

"Буллером может быть ребенок, у которого есть те или другие эмоциональные отклонения. Да, буллер хочет получать удовлетворение от процесса унижения другого, чтобы насладиться страхом жертвы. Зачастую агрессор организует травлю как крик о собственной невыносимой боли, которую прикрывает злобой. Тут очень много сложных процессов, в том числе патологических. Как правило, буллер опирается либо на молчаливое согласие всех наблюдателей — и детей, и взрослых, либо на нежелание с ним связываться. Поэтому буллинг в школе — это социальная болезнь всей школы: и того класса, где это происходит, и тех взрослых, которые там работают. И если оценка будет понимаемым и значимым критерием, возможно, она и станет некоторым мерилом", — отметила Лариса Овчаренко.

По словам психолога, подростки решают для себя очень важную задачу самореализации в социальной группе, поэтому им надо заработать "место под солнцем" среди сверстников любым способом. Сейчас дети ориентированы на получение удовольствий и впечатлений. И в некоторых случаях эти эмоции: я сильный, я крутой, я смелый, я смог что-то сделать, — к сожалению, превращаются в адреналиновые зависимости. А желание получить такую эмоцию берет верх над уровнем морали у тех, кто выбирает путь травли. К тому же подросткам надо отделяться — сепарироваться от родителей, и они выбирают такой путь, чтобы доказать свою взрослость, когда реальной возможности быть взрослым еще нет.

Что говорит опыт поколений

В истории российской педагогики есть немало выдающихся учителей-новаторов, предложивших свой подход, или, другими словами, систему воспитания молодежи.

Антон Макаренко (1888–1939) признан ЮНЕСКО одним из лучших педагогов мира наравне с Дьюи, Кершенштейнером и Монтессори. Макаренко окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью, для дипломной работы выбрал тему "Кризис современной педагогики", затем преподавал в железнодорожном училище. После Гражданской войны улицы городов заполнили толпы беспризорных детей, встал вопрос об их дальнейшей судьбе. Тогда же возникла идея основать коммуны, где бы дети жили, работали и учились. В 1919 году молодой учитель возглавил одно из таких учреждений в Полтавской области. Макаренко четко сформулировал основные постулаты своей методики:

  • Коллектив: здоровую личность можно воспитать только в атмосфере дружной команды, это дает чувство защищенности. И каждый участник должен понимать, что вносит свой вклад в достижение общих целей.
  • Труд: он помогает ставить перед собой цели, достигать их и увидеть положительный результат своей деятельности. Воспитанники коммуны помогали восстанавливать разрушенные здания, занимались сельским хозяйством, на это отводилось четыре часа в день.
  • Учеба: сам по себе физический труд без идущего рядом образования, по мнению Макаренко, простое напряжение мускулатуры.
  • Дисциплина: режим и четкий распорядок дня помогают в становлении стержня характера. Воспитанники утром вставали, заправляли кровать, умывались и знали, что у них дальше по расписанию по часам.

Свой опыт наставника Антон Макаренко описал в романе "Педагогическая поэма".

Станислав Шацкий (1878–1934) вошел в историю российской педагогики как экспериментатор. В 1905 году организовал в Москве культурно-просветительское общество "Сетлемент" для детей рабочих. Учреждение включало дневной приют, детский сад, училище, кабинет врача, ремесленные курсы, клубы для общеобразовательных занятий. В 1919 году по приглашению Луначарского организовал Первую опытную станцию, куда входили ясли и детские сады, начальные и средние школы, клуб-читальня, педагогический техникум, курсы для учителей.

Шацкий разработал концепцию "педагогика среды", ее основные постулаты:

  • Среда и пространство, которые окружают ребенка, влияют на его воспитание.
  • Учеба должна сочетаться с занятиями в различных клубах, секциях и кружках.
  • Важно уважать личность ребенка, учитывать его индивидуальные особенности и врожденные таланты.
  • В жизни ребенка должны присутствовать труд, игра, искусство, умственная деятельность и детская социальная жизнь.

Станислав Шацкий — автор множества статей по педагогике, в 1924 году вышла его книга "Годы исканий".

Василий Сухомлинский (1918–1970) создал педагогическую систему на принципах гуманизма и разработал метод, мотивирующий детей на достижение успехов. Окончив Педагогический институт, работал учителем. В 1941 году ушел добровольцем на фронт, после тяжелого ранения был демобилизован и вернулся в школу. Вот некоторые принципы его системы:

  • Родители закладывают основу воспитания, они должны подавать хороший пример и иметь эмоциональный контакт с ребенком.
  • Важно развивать в ребенке любознательность и умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • Домашние задания нужно делать в тот же день, когда они заданы, — так ребенок меньше устает и повышается продуктивность.
  • Неудачи, промахи, ошибки ученика нельзя публично афишировать, выставлять напоказ, тем более подвергать общественному порицанию — это унижает ребенка. Наоборот, нужно чаще подчеркивать положительные моменты.
  • К наказаниям нужно подходить очень взвешенно, чтобы они не оказали пагубного влияния на сознание ребенка. Если возникает необходимость в наказании, значит, ранее была допущена педагогическая ошибка.

Василий Сухомлинский — автор 30 книг, среди них "Сердце отдаю детям", "Родительская педагогика", "100 советов учителю".

Светлана Шмелева​​​​ 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии