Депутат Лантратова предлагает привлекать к решению школьных конфликтов старшеклассников и психолога

Общество

18 Просмотры 0

Школьные службы медиации появились в «нулевых» для погашения конфликтов и борьбы с буллингом

Создать унифицированный регламент работы школьных комиссий предлагает глава думского комитета по развитию гражданского общества Яна Лантратова. С такой инициативой она обратилась к министру просвещения Сергею Кравцову. Комиссии, призванные погашать конфликты, разрешать учительско-родительские и ученические споры, должны работать по единому шаблону. В комиссии должны входить подростки старше 16 лет и школьный психолог.

Школьные службы медиации появились в «нулевых» для погашения конфликтов и борьбы с буллингом

тестовый баннер под заглавное изображение

Депутат подчеркнула, что сегодня школы по-разному организуют работу комиссий по урегулированию споров, что приводит к возникновению проблем и недопонимания.

«Предлагаю создать типовой регламент работы комиссий, который будет обязательным для всех школ, — говорит Лантратова. Создать алгоритм, на который «можно будет ориентироваться как на некий шаблон, при этом добавляя нюансы в зависимости от ситуации».

Кроме того, по мнению парламентария, треть состава комиссии должны составлять старшеклассники – подростки старше 16 лет. Им нужно предоставить право голоса. Кроме того, в комиссии по примирению должен участвовать штатный психолог школы.

«Представляется возможным разработать и утвердить типовой регламент деятельности комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, обязательный к применению в образовательных организациях», — сообщает депутат.

Службы (комиссии) примирения, или медиации, были рекомендованы в школах РФ с 2002 года

Во многих учебных организациях они закреплены в локальных актах, обозначены на официальных сайтах. Изначально в такие комиссии под эгидой самоуправления входили школьники-старшеклассники. Но, за прошедшие годы функция конфликтолога плавно «перетекла» под крыло школьной администрации. Что, разумеется, медиации не на пользу – велик соблазн замести под инцидент.

В 2022 году была предпринята еще одна попытка создать «обратную связь» для жалоб и предложений – школьные ящики доверия. Но массово эта идея не прижилась. Если медиация скатилась в официоз, «ящики» просто сочли доносительством.

— Медиация и конфликтные комиссии – разные вещи, — говорит юрист Станислав Попов. – Хотя косвенно и то, и другое опирается на федеральный закон «Об образовании». Где прописаны принципы свободного формирования личности, взаимоуважения и доверия всех участников образовательных отношений. Не погружаясь в детали, могу сказать, что «комиссия» в нормах присутствует больше. Хотя и они не вменены в обязанность учебным организациям, а лишь рекомендованы. Но, кроме ведомственных писем и Положения есть в ФЗ статья 45, где такие комиссии упоминаются

Первое, что надо сделать – усилить юридический статус комиссий по примирению и урегулированию споров. «Связать» подзаконными актами. И да, прописать регламент и механизм урегулирования споров, верно.

Конфликтные комиссии и службы медиации в школах упоминались в стратегии развития образования на 2010-2017 года, дальше «МК их «не видит». Получается, что разработка новой национальной Стратегии развития образования да 2040 – хороший шанс «все вернуть». Предоставить школам работающий инструмент для искоренения и профилактики буллинга и травли, от кого бы те не исходили.

— Сейчас модно возвращаться к корням, — добавляет социальный психолог Валерий Раушинский. – Так вспомним Макаренко. Его принципы воспитания: свобода воли, коллективизм, ответственность, труда и самоуправление. Активное вовлечение детей в управление школьной жизнью – это, как мы помним, к воспитанникам «казенных» учреждений применялось. К обычным школьникам применимо, тем более.

Кто читал «Педагогическую поэму» или хотя бы «Республику ШКИД» смотрел, помнит, что у колонистов им. Максима Горького проводились не только товарищеские суды, собрания и Совет командиров. Но и совместные комиссии с учителями устраивали. Школьников там было даже больше, чем «шкрабов» (педагогов), но это потому, что вообще было мало учителей. И понятно, что психологов у беспризорников не было. Но есть современные адаптации Антона Макаренко, научно-педагогические работы на эту тему. Есть и школы с «самоопределением», но они у нас либо элитарные, либо платные.

«По Макаренко» сегодня рекомендуют состав конфликтной комиссии 50 на 50: половина школьники, половина учителя и администрация. Но хотя бы 30% старшеклассников в составе – уже неплохо.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии