Заброшенный атомный маяк «Анива» на Сахалине: почему сюда едут туристы и что с ним будет дальше

ТехПро

28 Просмотры 0

Есть на юге Сахалина место, которое выглядит так, будто его придумал режиссёр постапокалиптического фильма. Одинокая бетонная башня среди бурных вод, окружённая туманом и криками чаек. Когда-то здесь дежурили моряки, работала атомная установка, дававшая свет кораблям. Теперь маяк «Анива» заброшен, но продолжает притягивать туристов со всего мира своей суровой красотой и историей.

Заброшенный атомный маяк «Анива» на Сахалине: почему сюда едут туристы и что с ним будет дальше. Заброшенный маяк на мысе Анива острова Сахалин. Источник изображения: mapcarta.com. Фото.
Заброшенный маяк на мысе Анива острова Сахалин. Источник изображения: mapcarta.com."/>

Заброшенный маяк на мысе Анива острова Сахалин. Источник изображения: mapcarta.com

Маяк «Анива» на Сахалине: история и уникальные особенности

На южной оконечности острова Сахалин, на скале Сивучья, возвышается маяк «Анива» — одно из самых загадочных сооружений Дальнего Востока. Построенный в 1939 году по проекту японского архитектора Миуры Синобу, он стал важным навигационным ориентиром в опасных водах пролива Лаперуза. Высота башни — 31 метр, а огонь маяка был виден на расстоянии до 17,5 морских миль.

Маяк «Анива» на Сахалине: история и уникальные особенности. Маяк Анива — заброшенный японский маяк на Сахалине. Источник изображения: sakh-tour.com. Фото.

Маяк Анива — заброшенный японский маяк на Сахалине. Источник изображения: sakh-tour.com

После Второй мировой войны маяк перешёл СССР. Сначала он работал на дизельном генераторе, но в 1990-х перешёл на радиоизотопный термоэлектрический генератор — автономный источник энергии, использовавший радиоактивный изотоп. Это позволяло обслуживать маяк крайне редко, но к началу 2000-х его эксплуатация стала экономически невыгодной, и объект был заброшен. Изотопные установки демонтировали в 2005–2006 годах.

Маяк «Анива» на Сахалине: история и уникальные особенности. Маяк «Анива» на скале Сивучья. Источник изображения: russiatrek.org. Фото.

Маяк «Анива» на скале Сивучья. Источник изображения: russiatrek.org

В башне девять этажей, цокольный уровень, пристройка и фонарь с линзой около метра в диаметре, внутри подвешивался 270‑киллограмовый груз, приводивший в движение оптический механизм.

Маяк «Анива» на Сахалине: история и уникальные особенности. Устройство маяка «Анива». Источник изображения: tourister.ru. Фото.

Устройство маяка «Анива». Источник изображения: tourister.ru

Почему туристы едут к заброшенному маяку на Сахалине и как туда добраться

Сегодня маяк официально закрыт, но стал популярным местом для экстремального туризма. Добраться сюда можно только по воде: на катере или в хорошую погоду на моторной лодке; регулярные экскурсии предлагают местные операторы, но объект официально аварийный, внутри небезопасно. Да и подъём на башню требует осторожности.

Почему туристы едут к заброшенному маяку на Сахалине и как туда добраться. Подъём на маяк. Источник изображения: youdrop.ru. Фото.

Подъём на маяк. Источник изображения: youdrop.ru

Туристы приезжают ради контраста: величественная бетонная башня посреди бурных течений, остатки «атомной» эпохи, вид на пролив Лаперуза. Привлекает сочетание суровой природы, инженерной красоты и атмосфера «конца света».

Почему туристы едут к заброшенному маяку на Сахалине и как туда добраться. Башня маяка. Источник изображения: brodyaga.ru. Фото.

Башня маяка. Источник изображения: brodyaga.ru

Интерьеры маяка сохранили спиральную лестницу, механизмы и остатки оборудования, что делает его своеобразным музеем под открытым небом. На скале часто можно увидеть лежбища сивучей, а вокруг — бурные течения и кристально чистую воду.

Почему туристы едут к заброшенному маяку на Сахалине и как туда добраться. Атомный Маяк «Анива» внутри. Источник изображения: dzen.ru. Фото.

Атомный Маяк «Анива» внутри. Источник изображения: dzen.ru

Подписывайтесь на нас в Telegram и Дзен, чтобы знать больше!

Маяк «Анива»: планы реставрации и когда начнут работы

Власти Сахалина в последние годы обсуждают проект реставрации маяка. Ранее они надеялись завершить наружный ремонт до конца 2024‑го, но сроки сдвинулись. На данный момент специалисты завершают проектирование ремонтных работ, а сам ремонт маяка планируют начать в апреле 2026 года.

План включает укрепление конструкции, возвращение внешнего облика к историческому виду, восстановление внутренних помещений, создание безопасного туристического маршрута и небольшого музея «маячного дела». Цель — превратить объект в охраняемый историко-культурный памятник и сделать его доступным для массовых экскурсий без ущерба уникальной экосистеме.

Маяк «Анива»: планы реставрации и когда начнут работы. Заброшенный маяк острова Сахалин скоро будет отреставрирован. Источник изображения: vasta-expeditions.ru. Фото.

Заброшенный маяк острова Сахалин скоро будет отреставрирован. Источник изображения: vasta-expeditions.ru

Про ещё одно необычное место с маяком: Мыс в Карелии стал самым загадочным местом на карте страны

Маяк «Анива» относится к числу немногих советских объектов, где использовался атомный источник энергии. Сегодня все такие генераторы в России демонтированы и утилизированы в целях безопасности.

Если вдруг вы задавались вопросом — как работает маяк и зачем он нужен в наше время, то у нас есть подробная статья об этом!

Почему стоит посмотреть маяк «Анива»? История на стыке Японии и СССР, редкая «атомная страница» навигации и дикая красота юга Сахалина — всё в одной точке. Честно, я бы хотела увидеть его до реставрации. Если поедете, берите тур у проверенного перевозчика и рассчитывайте на погодное окно: море здесь коварно даже летом.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии