Онлайн-сервис поможет бороться с буллингом при условии доверия со стороны родителей и учеников
В российских школах вскоре появится «Цифровой психолог», об этом сообщают в Минпросвещения — апробация высокотехнологичного ресурса уже начата в регионах. Цель у проекта благородная: каждый школьник сможет получать качественную психологическую помощь, если у него есть Интернет. Подход к «Цифровому психологу» тоже вроде бы выбран серьезный. Сервис размещен в новом домене «Образование», создан под эгидой Стратегии развития образования 2036–2040. Остается один вопрос — доверие, и с этим пока что сложнее.

Работа над созданием «Цифрового психолога» для школьников велась с 2023 года. Программный сервис заявлен в новом домене «Образование» (латинское название не сообщается). Сейчас обкатка в пилотном режиме идет в 5 регионах РФ.
В 2024 году появилась информация о том, что помимо психологов онлайн на площадке «Образование» будут представлены программы допобразования, функция перевода ребенка из одной школы в другую, запись в детсады
Но вот «Цифрового психолога» для школьников прежде нигде не было. Рассказывая о планах классного консультирования и функциях нового домена в Госдуме, глава образовательного ведомства подчеркивал, что это «наш ответ современным вызовам» в условиях стремительного развития ИИ и цифровых технологий. Сервисы не станут заменой традиционной учебе, а только заменят ее, упрощая рутинные процедуры.
— Технически домен (DNS) — выделенное имя ресурса, сетевой адрес, — говорит программист Иван Березин. — DNS-система позволять искать сервер в Интернете. Пользователю это практически ни о чем не говорит. Будет ли это «Образование» аффилированно с госпорталом и уже созданными платформами и ресурсами? Да, скорее всего, будет. Раз там можно переводиться в школу, записываться и т.д.
Сервис видеосвязи сейчас — достаточно простая вещь. Основной вопрос в мощности ресурсов (серверов) для поддержания связи между двумя или несколькими людьми одновременно.
Остается надеяться, что мощность в проект заложили порядочную, учитывая его стоимость (согласно госзакупкам, выраженную в трехзначной сумме в миллионах рублей). И потребность в психологе определенно у школ есть. Иногда в школах или кластерах на 1,5 тысячи учеников работает один психолог. А, наоборот, в сельских, малокомплектных учебных заведениях про психологов разве что слышали.
Конечно, школьный характер онлайн-общения с психологом накладывает некоторые ограничения. Аккаунтами школьников до 14 лет будут управлять только родители или законные представители. Дети постарше (14–18) сами смогут записываться на прием.
На платформе надо будет авторизоваться, а потом выбирать специалиста и доступные даты. Профили педагогов-психологов будут содержать такую информацию, как образование, опыт и стаж работы. И основную специализацию — примерный список проблем и запросов, с которыми данный специалист работает.
— С одной стороны, хорошее начинание, для профилактики или разбора историй с буллингом в том числе, — рассуждает социальный психолог Валерий Раушинский. — Раз можно и групповой видеочат делать. Да и бесплатный психолог — большое дело, учитывая стоимость психологической помощи.
Но что теряется, так это анонимность. Все «горячие линии» построены на анонимности. Люди в тяжелой жизненной ситуации ранимы, мнительны, а уж подростки… А тут авторизация, родители смотрят, госистория. Доверятся ли?
И пойдут ли на такое общение родители? Особенно в провинции, где даже люди среднего возраста сами боятся идти к психологу, «встать на учет». Проговаривают: «Вдруг найдут что-то серьезное и все узнают, на работу меня больше не возьмут…»
У меня также есть опасение по поводу подготовки специалистов с сайта. У нас же до сих пор сертификация психолога — дело добровольное. До сих пор работают фирмы, где можно «стать психологом» даже не за месяцы — за 24 часа! Можно лишь надеяться, что в ведомстве серьезно подойдут к вопросу подбора кадров для данной цифровой платформы.
Заголовок в газете: Классная психология
Комментарии