Президент США
республиканец Дональд Трамп
"Одним махом всех побивахом"
По свидетельству либерального журнала New York Magazine (NYM), OBBBA — это "самый широкий по охвату законодательный акт в американской истории".
"Другие президенты использовали прием мегапакетирования, известный как "примирительное" согласование бюджета (budget reconciliation), для обхода сенатских обструкций своим инициативам, — поясняет либеральное издание. — Но до Трампа никто не утрамбовывал законодательство целого года, во многом требующее крупных перемен в федеральной политике и кадрах, в один-единственный билль — повестку дня [по принципу] "Сделаем все одним махом" (One-and-Done), без всякого "плана Б" на случай неудачи".
По мнению журнала, "скорее всего, именно эта стратегия большого риска, но еще большей отдачи позволила лидерам республиканцев убедить почти всю свою рать поддержать законопроект, который, как им было известно, окажется непопулярным после того, как люди наконец осознают его характер: "Робин Гуд наоборот". Никому не хочется идти на выборы под лозунгом разрывания в клочки сети социального обеспечения ради снижения налогов для корпораций и богачей. Но и злить 47-го президента [США] тоже никому не хотелось".
В оригинале все это было умещено в один абзац. Коротко и ясно
А во-вторых, описанная стратегия его принятия, конечно, напоминает известное изложение военно-политической "доктрины Трампа" его вице-президентом Джей Ди Вэнсом. Вот его слова, прозвучавшие в контексте недавних ударов США по Ирану: "То, что я называю доктриной Трампа, довольно просто. Первое: артикулируешь ясный американский интерес, в данном случае — что у Ирана не может быть ядерного оружия. Второе: напористо пытаешься решить данную проблему дипломатически. И третье: когда дипломатически не выходит, пускаешь в ход подавляющую военную мощь, чтобы ее решить и тут же убраться оттуда к чертям — прежде, чем она превратится в затяжной конфликт".
Опять же, по-моему, яснее не скажешь. Наверное, нам стоит об этом помнить и применительно к попыткам Трампа содействовать урегулированию ситуации на Украине. С пониманием, что для нынешнего хозяина Белого дома любые узлы — гордиевы. Долго морочиться с их распутыванием ему не с руки; он привык сразу рубить сплеча.
Как хотите, так и лечитесь
Впрочем, вернемся к "мегабиллю". Поскольку пересказать его содержание в колонке невозможно, изложу, предельно упрощенно, общий смысл.
OBBBA делает бессрочными и расширяет налоговые льготы, которые были введены по отдельному профильному закону 2017 года (тогда, кстати, Трамп тоже сначала пытался продвинуть "мегабилль", но ему помешал ныне покойный сенатор-республиканец Джон Маккейн) и должны были в конце текущего года истечь. Он сильно урезает федеральные ассигнования на социальные программы, в том числе медицинские (Medicare и Medicaid) и продовольственные (SNAP), во многом перекладывая расходы на них на власти штатов.
По оценкам аналитиков из Бюджетного бюро Конгресса США (СВО), в результате ожидаемых сокращений "почти 12 млн человек могут лишиться доступа к медицинским услугам". Лидеры демократической оппозиции называют и более пугающие цифры: Хаким Джеффрис, возглавляющий фракцию Демпартии в нижней палате Конгресса, — 17 млн, а экс-спикер Нэнси Пелоси — до 20 млн потенциальных лишенцев.
"Пушки вместо масла"
При этом новым законом предусмотрено наращивание расходов на военные нужды и борьбу с нелегальной миграцией. По словам близкой к республиканцам газеты The New York Post, военные получают прибавку "примерно в $153 млрд, включая $25 млрд на президентскую систему противоракетной обороны космического базирования "Золотой купол" и $29 млрд — на ускорение кораблестроения". А силовики, отвечающие за заслон для "понаезжающих", — "дополнительно почти $150 млрд на охрану границы, включая $46,5 млрд на сооружение стены на границе США с Мексикой и около $30 млрд для службы иммиграционного и таможенного контроля (ICE)".
Со своей стороны тот же либеральный NYM сводит содержание "мегабилля" к шести пунктам. Прежде всего, по его словам, "закрепляется идея, что здравоохранение — не право человека, а привилегия"; со временем стране неизбежно придется "платить за недолеченных".
Следом издание напоминает, что для бедняков лишение пособий и льгот важнее снижения налогов, а для богачей — наоборот; выигрывают в итоге последние. Я проверил: по оценкам Бюджетного бюро Конгресса США, новый билль ударит по карману всех, чьи доходы не достигают $55 тыс. в год; а вот 10% наиболее состоятельных налогоплательщиков сэкономят примерно по $12 тыс. Зато миллионерам запрещено будет претендовать на пособия по безработице; такая вот социальная справедливость.
Далее у NYM говорится о "развороте на 180 градусов энергетической и экологической политики" США; перекладывании бюджетной нагрузки на штаты; ожидаемой "массовой депортации" мигрантов. Наконец, подчеркивается, что нарастание госдолга США сильно затруднит любые будущие попытки контрреформации. В целом издание считает, что давние заветные мечты республиканцев "уморить голодом государство всеобщего благосостояния" при Трампе реально воплощаются в жизнь.
Конечно, я смотрел и отклики апологетов OBBBA наподобие комментария на портале RCP "Демократы раскупоривают свои безумные нападки на большой красивый билль". Там есть любопытные детали — вроде упоминания о том, что среди трудоспособных совершеннолетних американцев, получающих продовольственные талоны, реально работают "только 28%" (теперь для таких людей вводится требование о трудоустройстве не менее чем на 80 часов в месяц). Или о том, что "мегабилль" выделяет $50 млрд на поддержку сельских больниц (NYM предсказывал, что тем придется в массовом порядке закрываться из-за недофинансирования).
Но в целом апологетика строится по принципу "сам дурак": дескать, демократы сами в ущерб простым людям развели в стране вопиющую бесхозяйственность и "новую политкорректность", вплоть до урезания финансирования полиции, а теперь вот принялись ныть. Это правда, но все же я, пожалуй, соглашусь с критиками, что в "мегабилле" просматривается скорее подход по принципу "пушки вместо масла". Хотя Трамп мне всегда казался националистом, популистом и волюнтаристом, предпочитающим строить, а не разрушать.
Навстречу юбилеям
В чем для него выгода "мегабилля", в целом понятно. Прежде всего он теперь избавлен от необходимости непрерывно "бодаться" с Конгрессом по поводу конкретных составных частей своей законодательной повестки дня. Те, как правило, требовали бы поддержки квалифицированного большинства в Сенате, то есть были бы при нынешней расстановке сил, по сути, непроходными. А согласованные обеими палатами "примирительные" законопроекты (reconciliation bills) принимаются простым большинством голосов.
Президент также фактически застолбил свое будущее место в истории. Тот же NYM с досадой констатирует, что теперь "благодаря биллю Трамп мог бы завтра подать в отставку и все равно указывать на свое непреходящее [политическое] наследие".
Сиюминутно хозяин Белого дома может хвалиться тем, что держит слово. "С этим биллем каждое крупное обещание, которое я давал в 2024 году, стало обещанием выполненным", — заявил он 4 июля на митинге своих сторонников. Критикам остается лишь напоминать, что на самом деле Трамп перед выборами обещал ни в коем случае не трогать Medicaid.
Через год Америка будет праздновать свое 250-летие. Для Белого дома принятие OBBBA стало вступительным аккордом к целому году предъюбилейных торжеств. И в "мегабилле" заложены средства, например, на создание так называемого "сада героев" — увековечение памяти 250 известных американцев, от президентов Джона Кеннеди и Рональда Рейгана до архитектора Фрэнка Ллойда Райта и баскетболиста Коби Брайанта. Трамп вообще сулит стране праздничную программу, "каких свет не видел": от спортивного телеконкурса для школьников "Игры патриотов" до боксерского поединка на территории Белого дома. Старается он, по сути, и для себя любимого: 14 июня 2026 года ему должно будет исполниться 80 лет.
Повесить еще $4 трлн на кредитку
Но за подарки к юбилеям нужно платить. И Белый дом, похоже, собирается делать это в долг. OBBBA предусматривает повышение потолка госдолга США на $5 трлн (!).
Как много придется занимать, пока точно не известно. Оценки специалистов, на которых ссылается Общественное радио США (NPR), расходятся. Так называемая Бюджетная лаборатория Йельского университета полагает, что за ближайшие 10 лет сумма долга вырастет на $3 трлн. Упомянутое СВО, то есть Бюджетное бюро Конгресса, называет цифру в $3,4 трлн. А неправительственный Комитет за ответственный федеральный бюджет полагает, что зашкалит и за $4 трлн.
"Тот уровень вопиющего пренебрежения, который мы только что наблюдали по отношению к фискальной ситуации и бюджетному процессу в нашей стране, — это крах ответственного управления, — заявила NPR президент последней НПО Майя Макгинис. — Те же самые законодатели, которые годами стенали по поводу нашего огромного госдолга, проголосовали за то, чтобы повесить на кредитную карту еще $4 трлн".
По прогнозу Бюджетного бюро Конгресса США, к концу 2034 года госдолг страны должен вырасти с нынешних 117% ВВП до 124%. Номинальный ВВП США сейчас оценивается МВФ в $30,51 трлн. Исходя из сравнения с кредиткой, прикиньте, сколько одних процентов должно причитаться с такой суммы. Впрочем, я уже подсмотрел у того же Бюджетного бюро: за 2026 год — около $1 трлн!
"Что может МВФ? Да ничего не может!"
МВФ на своей весенней сессии в конце апреля предупреждал, что госдолг США может уже к 2030 году достичь 127,6% ВВП. То есть у специалистов фонда прогноз даже более пессимистичный, чем у американских властей. Учитывая вес и роль США и их национальной валюты в мировой экономике, торговле и финансах, это очевидный фактор риска. Но может ли МВФ что-то сделать, чтобы его купировать?
Об этом я спросил Алексея Можина — советника председателя Банка России, который до недавних пор представлял нашу страну в Совете директоров МВФ и последние годы работы был там дуайеном. "А что может МВФ? — переспросил он в ответ. — Да ничего не может! Кроме как предупреждать. Нет у них никаких рычагов для прямого воздействия на американскую экономическую политику".
Впрочем, одну оговорку эксперт все же сделал. "Если дело будет иметь последствия, так сказать, глобальные, то МВФ может кому-то оказать помощь из числа небольших стран, которым она может понадобиться", — сказал он. Вот и все.
The Show Must Go On
Трампу и трампистам, разумеется, не до чужих забот. Они решают свои задачи, и спикер нижней палаты Конгресса Майкл Джонсон уже предупредил, что политическое шоу с бюджетным "мегабиллем", скорее всего, будет иметь продолжение.
В эфире телеканала Fox News он сообщил, что нацеливается на принятие "второго примирительного пакета [ближайшей] осенью и третьего — весной будущего года, на ближайшие два финансовых года". Поясню, что за океаном финансовый год длится с 1 октября по 30 сентября. То есть текущий 2025 финансовый год начался прошлой осенью, еще до выборов.
Наблюдатели, конечно, исходят из того, что грядущие новые билли будут не такими всеобъемлющими, как OBBBA, и драматизма вокруг них будет меньше. Но с Трампом в главной роли вряд ли можно быть твердо уверенным в том, как будет дальше развиваться сюжет. Придется ждать нового сезона, тем более что сюрпризы "по ходу пьесы" могут преподносить и другие исполнители.
Легче сказать, чем сделать
Например, Илон Маск, в
недавнем прошлом чуть ли не лучший друг и "правая рука" Трампа,
а
Ставка на протест "против всех" понятна. Но все же к чему приведет эта затея, судить пока рано. На прежнем своем квазигосударственном посту — во главе так называемого департамента эффективности правительства — Маск шапкозакидательских обещаний не выполнил и вообще лавров не снискал. О чем ему уже и напоминают публично критики, начиная с главы Минфина США Скотта Бессента.
Хотя, конечно, интересно будет посмотреть, какую такую новую "Америку" хочет предъявить ей самой и миру мегаолигарх. Например, какой он выберет для своей карманной партии графический символ — в дополнение к красному слону республиканцев и синему ослу демократов в США. Предупреждали же классики, что "трамвай построить — это не ишака купить"…
Комментарии