Протоиерей Марченко: церковь призвала к защите Родины в первый день войны

Общество

52 Просмотры 0

МОСКВА, 8 мая. /ТАСС/. Послание митрополита Сергия (Страгородского) с призывом к советским гражданам встать на защиту Родины прозвучало уже 22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны, этот своевременный шаг четко обозначил патриотическую позицию Русской православной церкви и привел к изменению ее положения в Советском Союзе. Об этом ТАСС рассказал доктор исторических наук, настоятель храма священномученика Климента, папы Римского в Замоскворечье протоиерей Алексий Марченко.

"Несмотря на то, что в предшествующие годы православная церковь в советской России находилась в состоянии гонений, подверглась организационному разгрому, а духовенство массовым репрессиям, она сохранила верность своему Отечеству и патриотическому долгу перед народом. 22 июня - в первый день войны - Патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился с "Посланием к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви", в котором призвал советских граждан встать на защиту Родины. Это был очень мудрый и своевременный шаг. И.В

Сталин смог обратиться к народу только на 12-й день после начала войны", - сказал он, отвечая на вопрос о действиях церкви после начала войны.

Протоиерей отметил, что молебен "О даровании победы" был отслужен митрополитом Сергием при огромном стечении народа уже 26 июня. "В проповеди иерарха, произнесенной по окончании богослужения, прозвучали слова надежды не только на победоносный исход войны, но и на улучшение неблагополучной атмосферы довоенной жизни народа. Таким образом, с первых дней войны Церковь четко обозначила свою прогосударственную и патриотическую позицию, сняла с себя подозрения в возможном переходе на сторону врага", - добавил он.

По его словам, одним из главных направлений патриотического служения духовенства и верующих стала материальная помощь, оказываемая с октября 1941 года по призыву митрополита Сергия. "Деньги от духовенства и верующих стали поступать в Фонд обороны, Фонд помощи детям погибших бойцов Красной армии, на подарки фронтовикам и другие нужды фронта. Самой известной церковной благотворительной акцией военных лет стало строительство на церковные средства танковой колонны "Димитрий Донской". К началу 1945 года общая сумма церковных взносов на нужды обороны составила более 200 млн рублей", - уточнил священник.

При этом официальная советская печать выставляла собранные средства в качестве оружия против церкви. "Обычно люди узнавали о патриотических акциях русской церкви со страниц советской печати - газеты "Правда", где публиковались пропагандистские статьи о пожертвованиях священников и приходов на оборону. Там часто писали, что священники на личные деньги покупают танки (Т-34 стоил 50 тыс. рублей) и даже самолеты (Ил-2 стоил 100 тыс. рублей). При ужасающей бедности населения и самого духовенства в годы войны все это было ложью "о благополучии" священнослужителей, которая вызывала раздражение советских граждан. На самом деле, танки и самолеты покупались, но верующие собирали эти суммы по "копейке" - всем миром, и священники, и прихожане", - подчеркнул протоиерей.

Пересмотр положения РПЦ

Он заметил, что вклад Русской православной церкви в борьбу с фашизмом привел к пересмотру ее положения в Советском Союзе. "Безусловно, последовательная прогосударственная и патриотическая позиция Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны, ее ощутимый вклад в разгром фашизма дали толчок к формированию "нового курса" государственной религиозной политики. Как результат, в СССР на некоторое время был пересмотрен довоенный взгляд на Церковь как на враждебный советскому строю институт, возникла потребность конструктивного сотрудничества с ним государства, началось мощное возрождение церковной жизни, продолжавшееся все послевоенное десятилетие до прихода к власти Хрущева", - заключил отец Алексий. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии