В пресс-службе КМЗсообщили
ТАСС, что новинка будет оснащена гибридной
силовой установкой, что повысит энергоэффективность и экологичность
судна, сократит потребление топлива и уменьшит шум. "Метеор Эко"
сможет перевозить до 120 пассажиров со скоростью порядка 65 км/ч.
Ожидается, что СПК выйдет в навигацию уже в 2026 году.
Летящие по волнам
Традиционные водоизмещающие суда, корпус которых погружен в
воду, при движении испытывают большое сопротивление воды и не
способны развивать высокие скорости. В конце ХIХ века появились
глиссеры — суда особой формы, которые при достижении некоторой
скорости приподнимали корпус над водой, уменьшая сопротивление
среды. Впоследствии глиссеры были дополнены подводными крыльями —
поверхностями, создающими подъемную силу, помогающую судну
держаться над водой. ПервоеСПКдля коммерческих
рейсов было разработано немецким инженером Гансом фон Шертелем,
переехавшим после Второй мировой войны в Швейцарию. Его судно РТ10
развивало скорость 35 узлов (64 км/ч) и перевозило 32
пассажира на одном из озер.
Тема разработки в нашей стране судов на подводных крыльях
неразрывно связана с именемРостислава Алексеева
Будущий знаменитый конструктор родился в 1916 году, а в
1933-м его отца перевели на работу в город Горький (ныне Нижний
Новгород). Послеокончаниякораблестроительного факультета Горьковского индустриального
института (сейчас — Нижегородский государственный технический
университет, носящий его имя) и защиты диплома на тему "Глиссер на
подводных крыльях" Алексеев пришел работать на завод "Красное
Сормово" мастером отдела технического контроля, а с 1943 года
трудился в конструкторском бюро предприятия. Здесь он конструировал
катера с применением подводных крыльях, постепенно совершенствуя их
конструкцию и решив важный вопрос — саморегулирование подъемной
силы подводных несущих поверхностей. В 1947 году впервые в СССР (по
другим данным — в мире) подводными крыльями был дооснащен
боевой корабль — серийный торпедный катер проекта 123бис. Испытания
показали, что скорость катера значительно возросла, уменьшилась
тряска (а значит, улучшились условия применения оружия),
сократилась возмущенная полоса воды за кораблем (что уменьшило его
заметность с воздуха). В 1949 году катер был принят на вооружение
ВМФ СССР, за ним — новая модификация. Другой класс кораблей,
позднее созданный талантливым конструктором, — знаменитые
советскиеэкранопланы.
В 1952 году Ростислав Алексеев был назначен начальником
гидролаборатории завода "Красное Сормово", в 1958 году она была
преобразована в Центральное конструкторское бюро по судам на
подводных крыльях предприятия, а затем и в самостоятельное
учреждение.
"Ракеты", "Кометы", "Метеоры"
В 1956 году Министерство речного флота начало финансировать
создание в ЦКБ по СПК пассажирских судов на подводных
крыльях. Первенцем стало спущенное на воду в 1957 году речное судно
"Ракета", впоследствии выпущенная "тиражом" порядка 400 единиц.
СПК, бравшее на борт 64 пассажира, развивало скорость
60 км/ч, втрое обгоняя "речные трамвайчики" — обычные
небольшие водоизмещающие теплоходы. Помимо "Красного
Сормова" судно строилось на заводе "Море" в Феодосии (Крым).
"Ракета" экспортировалась в Венгрию, Китай, Никарагуа, Польшу,
Финляндию, ФРГ, Чехословакию, Югославию и прочие страны, а в
Великобритании в 1970 году эти СПК перевозили пассажиров по Темзе
между Лондоном и городом Грейвзенд.
За "Ракетой" последовал прогулочный катер "Волга" (их было
построено свыше 6,8 тыс.), теплоход на подводных крыльях
"Метеор", который до сих пор эксплуатируется на пассажирских
линиях, морское СПК "Комета". Многие из судов поставлялись на
экспорт.
ЦКБ по СПК разработал и экспериментальные суда, выпущенные в
единственном экземпляре: к примеру, "Буревестник", оснащенный двумя
газотурбинными двигателями и разгонявшийся почти
до 100 км/ч, или огромный "Спутник" длиной 47 м,
вмещавший 300 пассажиров. Они проходили опытную эксплуатацию,
перевозя пассажиров.
К последним десятилетиям существования Советский Союз с его
разветвленной сетью рек, крупными озерами и водохранилищами обладал
многочисленным флотом пассажирских СПК, которые курсировали по
водоемам средней полосы, могучим сибирским рекам. Суда этого типа
пересекали и мелководные морские акватории — к примеру, "Метеоры"
связывали Ростов-на-Дону с Ейском, Керчью и Мариуполем через
Азовское море. Кстати, капитаном одного из "Метеоров", ходившего
между Казанью и Горьким, былМихаил
Девятаев— советский летчик, бежавший из
фашистского плена на угнанном немецком бомбардировщике. Советские
СПК не раз снимались в художественных фильмах: так, катер "Волга"
предстал в фильме "Айболит-66" в образе механической "акулы",
буксировавшей пиратов, а в "Невероятных приключениях итальянцев в
России" герои преследовали на нем льва, дрейфующего по Неве в
лодке.
Упадок, сменившийся
возрождением
После распада СССР скоростные пассажирские перевозки
в стране резко сократились. Специалистыотмечают, что, к
примеру, на Дальнем Востоке к 2017 году фиксировалось
значительное старение флота СПК, падение рентабельности таких
перевозок в условиях сокращения господдержки, уменьшение
пассажиропотока до 5 раз по сравнению с 1990
годом.
Ситуация начала исправляться последние десятилетия. В 2007
году указом президента России Владимира Путинабыло созданоакционерное общество
"Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК), объединившее
десятки конструкторских бюро, верфей, предприятий военного и
гражданского судостроения. В 2008 году была принята федеральная
целевая программа"Развитие гражданской морской техники"на 2009–2016 годы, предусматривающая развитие пассажирских
судов — от больших морских круизных лайнеров до скоростных судов,
рассчитанных на несколько десятков мест.
"У нас <...> 75 тыс. км безальтернативных внутренних
водных путей, — отметил после церемонии спуска СПК
"Валдай 45Р" замминистра транспорта РФ, руководитель
Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор
Олерский. — Практически все, что за Уралом, безальтернативно, то
есть нет автомобильных перевозок, ну а авиацию в данном случае
трудно считать альтернативой. Ведь не везде есть
аэропорты".
Министерством транспортасформированпроект "Речные
магистрали", в котором в пилотном режиме участвуют многие
регионы, а сеть маршрутов расширяется. Глава Минтранса Роман
Старовойт в ходе совещания с главой страны в январе текущего
годарассказал, что проект разбит на пять
этапов до 2030 года, а также доложил о мерах по его реализации.
"Потенциал очень хороший", — охарактеризовал Путин проект
межрегиональных пассажирских перевозок после доклада
Старовойта.
"Учтена динамика выбытия действующих судов, большинство из
которых построено в 70–80-е годы прошлого века. Их ритмичное
замещение на современные, технологичные изделия является главным
вызовом отечественного судостроения, —сказалпервый вице-премьер РФ
Денис Мантуров на профильном совещании в мае 2025 года. —
В базовом сценарии стратегии (развития судостроения —
прим. ТАСС) до 2036 года на российских верфях
предполагается постройка более 1,6 тыс. единиц гражданских
судов и морской техники".
Инновационные крылья
Отечественные корабелы начали разрабатывать новые проекты
скоростных СПК. Так, в рамках программы"Развитие гражданской морской
техники"на 2009–2016 годы было построено
СПК "Валдай 45Р", спущенное на воду в 2017 году на территории
ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева. В пресс-службе
правительства Нижегородской области отметили, что последнее
подобное судно было построено более 30 лет назад.
В октябре 2017 года на судостроительном заводе "Вымпел" в
Рыбинске Ярославской области состоялся торжественный спуск СПК
нового поколения "Комета 120М", которое в августе следующего
годаначало
перевозить пассажировмежду Севастополем
и Ялтой.
В 2021 годуна воду
спустилиеще одну разработку ЦКБ по СПК
(совместно с петербургским АО "НПП "Радар ммс") —
головное судно "Метеор 120Р" нового поколения. Оно развивает
до 75 км/ч, салон оборудован климат-контролем, мультимедийными
системами, кафе-баром. Первенец эксплуатируется
в Ханты-Мансийском автономном округе.
ЦКБ по СПК разработан проект и океанского судна на подводных
крыльях. Его характеристикив интервью
ТАССраскрыл генеральный директор организации
Сергей Итальянцев в 2018 году: он будет иметь две палубы, сможет
брать на борт до 300 пассажиров и иметь запас хода 700 миль
(более 1 100 км).
Помимо судов разрабатываются и двигатели для них.
Гибридная силовая установка для строящегося инновационного СПК
"Метеор Эко" призвана заменить двигатели
из недружественных стран. Отечественная разработка,
в производство которой будет инвестировано 300 млн рублей
(при этом 200 млн рублей возместит государство), получит
электродвигатель мощностью 300 кВт и дизель ТМ-600,
развивающий 600 кВт. "Это увеличит эффективность установки:
электродвигатели имеют высокий КПД, что позволяет более эффективно
использовать энергию и увеличивать дальность плавания без
необходимости в частых дозаправках; соответствовать повышенным
экологическим стандартам и нормам — например, швартовка будет
проходить на электротяге", —рассказал
ТАССуправляющий директор КМЗ Михаил
Даниленко.
Комментарии