На фоне гигантского фюзеляжа и размаха крыльев самолётные колёса действительно выглядят несерьёзно. Но не стоит недооценивать их. Каждое из них выдерживает вес полноценного грузовика, работает в условиях экстремального трения и разгоняется до тысяч оборотов в минуту. Всё это — без подвески и амортизации, на жёсткой стойке, под сотнями тонн веса. Инженеры рассчитывают размеры и количество колёс с ювелирной точностью: чуть больше — будет лишний вес, чуть меньше — катастрофа. И всё ради одной цели — безопасного взлёта и посадки.

Колёса самолёта — это не слабое звено, а инженерный шедевр прочности и надёжности.
Сколько колёс у самолёта и почему они такие маленькие
Колёс у авиалайнеров много — не одни и не два
Средний диаметр

Шина напоминает слоёный пирог: в её составе, помимо резины, есть синтетический и натуральный каучук, технические ткани, а также стальные, нейлоновые и арамидные шнуры корда. Источник изображения: life.ru
Маленькие на вид, эти колёса содержат мощнейшие углеродно-керамические тормоза — такие же по технологии, как в болидах «Формулы-1», но с поправкой на вес в сотни тонн.
Что происходит с колёсами при посадке и взлёте
Во время взлёта самолёт разгоняется до 250–300 км/ч за несколько секунд. Колёса вращаются со скоростью до 4500 об/мин — и всё это без привода: их раскручивает сама посадка. Ведь при касании с полосой они неподвижны и мгновенно получают полный оборот. Это невероятная нагрузка и перегрев.
Обычная авиашина весит от 80 до 120 кг. Но при этом она может выдержать вес в 30 тонн и скорость более 300 км/ч. А при экстренной посадке — не лопнуть от температуры, сравнимой с жаром в кузнице.
При торможении температура в колёсах самолёта может достигать 500 °C, особенно при аварийной посадке. Поэтому на многих шасси установлены термопредохранители — чтобы выпустить давление и не допустить взрыва шины.
Это интересно:
Кстати, в шинах самолёта не воздух, а азот — чтобы снизить риск возгорания. Даже давление в них — не как в машине, а до 15 атмосфер. Это в пять раз больше, чем в шинах внедорожника.

Колёса самолёта — часть шасси, которое обеспечивает опору летательного аппарата на земле, во время взлёта и посадки. Источник изображения: sciexaminer.com
Каждая посадка — это испытание. После неё специалисты проверяют колёса на:
- трещины и грыжи;
- порезы и неравномерный износ;
- повреждение корда;
- остаточную глубину протектора (по индикаторам);
- давление и балансировку.
Читайте также:
Шины самолёта восстанавливают, но не более пяти раз, чтобы сохранить безопасность. При этом старый протектор полностью снимается, а затем наносится новый слой резины, после чего покрышку тестируют на прочность — с помощью рентгена, ультразвука и давления. Это называется ретрединг — восстановление шин.
Было интересно? Больше статей на наших каналах в

Комментарии