Минцифры призвал СМИ и блогеров не путать свободу слова со свободой массовой информации

Общество

51 Просмотры 0

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 мая. /ТАСС/. Свобода слова и свобода массовой информации - это разные субъекты регулирования, которые не должны взаимоподменять друг друга. Такое мнение выразила директор департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры РФ Екатерина Ларина на сессии ТАСС "Правовое регулирование деятельности СМИ: современные вызовы" в рамках Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ).

"Свобода слова и свобода массовой информации - это разные субъекты регулирования и сущности, поскольку свобода слова - это свобода высказывания, а свобода массовой информации всегда сопряжена с ответственностью. Это возможность влияния на массовую аудиторию. У нас в законе о СМИ есть очень важная статья о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации, однако, мне кажется, что в современном мире момент злоупотребления правом довольно распространен", - сказала она.

С развитием современных технологий любой пользователь интернета получил доступ к глобальной аудитории, добавила Ларина. "По сути дела, потенциально любое высказывание может разойтись на многомиллионную аудиторию

Довольно давно был продекларирован очень правильный принцип, что те же правила, которые действуют в офлайне, должны действовать в онлайн-среде. Постепенно мы к этому продвигаемся", - подчеркнула представитель Минцифры.

Традиционные СМИ и сами постепенно все активнее переходят в блогосферу, отметила руководитель службы правового сопровождения вещания и защиты деловой репутации телеканала RT Елизавета Худякова. "На сегодняшний день блогосфера стала большой помощью традиционным СМИ, так как с ее помощью мы можем продолжать доносить свою информацию, свой контент до потребителя. Благодаря этому сегодня мы присутствуем во всем мире. И тут, конечно, нам на руку играет то, что блогосфера более мягко регулируется относительно традиционных СМИ. Мы будем продолжать развиваться в этом направлении. Потому что мы, конечно, надеемся, что все вернется когда-то на круги своя, но для того, чтобы сформировать на сегодняшний день какое-то представление о России, нам нужно как-то свою позицию доносить", - пояснила она.

Сами блогеры при этом нуждаются в повышении правовой грамотности - в этом им стараются помочь в Ассоциации блогеров и агентств (АБА), рассказала сооснователь консультационного центра АБА Анастасия Красникова. "Действительно, какое-то время назад блогосфера состояла исключительно из творческих людей, но на самом деле это не так. Как человек, который сопровождает сферу, я могу сказать, что большинство блогеров прекрасно исполняют закон - процентов 80 сферы точно. И у них есть желание обучаться, вникать и понимать", - добавила она.

При этом специалистов в области информационного права до сих пор крайне мало, отметил завкафедрой информационного права и цифровых технологий Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина Алексей Минбалеев. "Сегодня очень много различного рода просветительских лекций, программ краткосрочных. Но они чаще всего посвящены каким-то отдельным блокам, отдельным вопросам. А вот, к большому сожалению, серьезного фундаментального образования в этой части очень мало. При этом специфика информационного права заключается в том, что здесь происходит некий синтез юриспруденции, информатики, журналистики. И, естественно, здесь очень важно фундаментальное образование. Создание специализированных магистерских программ в этой части очень нужно для того, чтобы сформировать пул экспертов, которые бы сегодня занимались профессионально вопросами как регулирования медиасреды, так и вопросами практики в медиасреде", - сказал он.

 

Проблемы традиционных СМИ

 

Заместитель генерального директора холдинга "Газпром-Медиа" Людмила Смирнова подняла вопрос маркировки контента на радио. "Я думаю, что ни для кого не секрет, что человек воспринимает аудиовизуальное сообщение через слух. И когда, скажем, в ТВ-рекламе дисклеймер занимает небольшое место в рекламном сообщении, на которое не так фокусируется зритель, то в радиоролике дисклеймер играет достаточно существенную роль. То, что мы слышим в конце рекламного сообщения, трудно воспринимаемое, трудно считываемое сообщение, необходимое по законодательству - оно, к сожалению, определенным образом дискриминирует радио с точки зрения эффективного восприятия рекламного сообщения нашим слушателем", - сказала она.

Еще один аспект взаимодействия СМИ с аудиторией затронул директор дирекции корпоративной работы Международной медиагруппы "Россия сегодня" Иван Резников. "Очень часто СМИ получают обращения граждан организации по тем или иным вопросам. Частая и особо острая проблема сейчас, особенно с учетом последних изменений закона о персональных данных, - это запросы на удаление персональных данных из статей. И здесь возникает вопрос идентификации обращающегося - какой объем информации он должен сообщить о себе, чтобы мы поняли, что этот человек действительно требует удаления информации из своих персональных данных? И в какой момент будет допустимо отказать ему в этом удалении, чтобы не нарушить принцип доступности информации? В 59-м ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" есть четкое указание, какая информация должна содержаться в обращении. К сожалению, в законе о СМИ, законе о персональных данных, такого ограничения нет. Возможно, следует подумать в этом направлении", - отметил он.

Также большую долю внимания СМИ сегодня занимает борьба с фейками. Согласно исследованиям АНО "Диалог Регионы", 64% пользователей в Рунете декларируют, что могут самостоятельно отличить фейк от достоверной информации. "И в рамках этого же замера 65% пользователей говорят о том, что они хотя бы раз становились жертвой фейка, а половина из этого объема еще и многократно доверялись фейковой информации, которая впоследствии оказалась недостоверной. Именно поэтому гармонизация и стимулирование всех акторов этой работы является залогом эффективной борьбы с фейками, залогом того, насколько мы как общество, как государство, готовы к угрозам, которые диктует нам фейковая информация", - сказал начальник управления по противодействию недостоверной информации АНО "Диалог Регионы" Сергей Маклаков.

При этом директор по развитию технологий искусственного интеллекта ООО "Яндекс" Александр Крайнов уверен - к моменту появления действительно качественных дипфейков общество уже будет обладать достаточным набором навыков, чтобы самостоятельно их выявлять. "Мы настолько раздули проблему при ее отсутствии, что, возможно, она теперь даже не появится. Сейчас уровень технологий хорош настолько, что в целом, наверное, можно создать реалистичную картинку, которую не отличишь от настоящей. Но это вообще-то не новость. Мы картинкам давно не верим, фотошоп существует давно, нас им не проведешь. А видео пока генерируются очень плохо, нужно очень много попыток, это очень дорого. Да, пройдет какое-то количество лет, и они будут неотличимыми. Но я вас уверяю, мы к этому уже будем готовы", - подчеркнул он.

Модератором дискуссии выступил административный директор ТАСС, кандидат юридических наук Андрей Миняев.

XIII Петербургский международный юридический форум начал работу 19 мая. В этом году он проходит под девизом: "Право: уроки прошлого для мира будущего". ТАСС является генеральным информационным партнером ПМЮФ. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии