САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 апреля. /ТАСС/. Конституционный суд Российской Федерации (КС РФ) указал, что отсутствие в базах данных сведений о признании человека, родившегося в СССР и выехавшего за границу до 6 февраля 1992 года, гражданином России не ведет к утверждению о неприобретении им гражданства. Об этом сообщает пресс-служба КС.
"В силу этого само по себе отсутствие сведений о признании лица гражданином РФ в государственных базах данных не может вести к выводу о неприобретении лицом гражданства", - говорится в сообщении.
С жалобой в Конституционный суд обратился уроженец Новосибирска Александр Карпунин, который с августа 1991 года проживал в Германии. После переезда в консульстве в Гамбурге он был поставлен на учет в качестве гражданина СССР, а в 1994 году получил немецкое гражданство.
В 2005 и 2012 годах мужчина получал в Германии загранпаспорт РФ, а в 2018 году в Новосибирске ему был выдан внутренний российский паспорт. Однако в замене документа по достижении 45 лет Карпунину было отказано. В ходе проверки органом МВД установлено отсутствие у мужчины гражданства РФ, поскольку на момент вступления в силу Закона РФ "О гражданстве" (6 февраля 1992 года) в России он не проживал и, кроме того, имеет гражданство ФРГ.
Заключение МВД было обжаловано в суде и признано незаконным
После этого Карпунин обратился в Конституционный суд. По мнению заявителя, некоторые нормы, содержащиеся в ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и Кодексе об административном судопроизводстве, позволяют не принимать во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом. Кроме того, в соответствии с позицией заявителя, оспариваемые нормы также не содержат конкретных условий для признания устойчивой правовой связи лица с РФ.
Позиция Конституционного суда
Суд пояснил, что гражданство является устойчивой правовой связью лица с государством. Она выражается в бессрочности правового состояния лица вне зависимости от отношений с государством. В соответствии с действующим регулированием уполномоченные органы проводят проверки наличия или отсутствия у лица гражданства России, однако последствия таких проверок не могут не учитывать требования устойчивости гражданства.
Проверки в отношении заявителя должны также брать во внимание политико-правовую обстановку времени (в том числе отсутствие надлежащего документооборота в сфере отношений гражданства), когда Карпунин выезжал за границу и был поставлен на консульский учет.
Отсутствие в государственных базах сведений о признании лица гражданином России не ведет к выводу о неприобретении этим лицом гражданства.
Критерием достоверности приобретения лицом гражданства в данном случае может выступать длительность срока пребывания его российским гражданином (в том числе после приобретения им иностранного гражданства). Поэтому при приобретении таким лицом иностранного гражданства до постановки на консульский учет это факт не будет являться достаточным основанием для заключения о неприобретении им российского гражданства. Но лишь в том случае, если он не менее 10 лет со дня постановки на консульский учет признавался гражданином России.
"Однако отсутствие у него гражданства может определяться другими законными основаниями. Иное противоречило бы позиции Конституционного суда РФ, согласно которой цели рационализации деятельности органов власти не должны создавать затруднения при реализации прав граждан", - указывается в сообщении.
Комментарии