Госдума предложила увеличить штрафы для водителей, которые не уступают дорогу спецтранспорту
В Госдуме рассматривается новое ужесточение наказания для тех водителей, что отказываются уступить дорогу спецтранспорту с сиреной и мигалкой. Вместо нынешнего штрафа до 7000 рублей или лишения прав на срок до года ряд депутатов предложили повысить штраф до 30 тысяч, а длительность «хождения пешком» — до двух лет. Однако главный вопрос — есть ли у водителей физическая возможность уступить дорогу — остается открытым.

Как водится в таких случаях, в качестве аргумента приводят трагедии, происходящие иногда с пациентами «скорой помощи». Сейчас почти всегда на борту этих карет есть видеорегистраторы, и поэтому в скандальных видеоматериалах недостатка нет. Выглядит это всегда одинаково: пробка (вне пробки водитель медицинского экипажа всегда опережает поток методом «шашек» — и он в полном праве). Экипаж «скорой» упирается в хвост автомобиля, который невозможно объехать, а его водитель не торопится уступить дорогу. Мигание «люстры», крякание звукового сигнала, громкоговоритель..
Отметим, правда, что «скорая помощь» с точки зрения ПДД — не больше и не меньше, чем спецавтомобиль с цветографической схемой, включенными звуковыми и световыми сигналами. На тех же основаниях водитель должен пропускать пожарные расчеты, полицию и другие спецавтомобили с синими маячками. Да, в том числе и начальственные мини-кортежи, состоящие из экипажа ДПС спереди, основной машины (часто тоже с синей мигалкой — кстати, очень тихо была отменена знаменитая норма о допустимости маячков только на автомобилях с номерами серии А...МР97) и зачастую охраны. В случае последней категории речь не идет о спасении жизней, но так уж повелось...
Вопрос здесь прежде всего в том, специально ли водители, идущие впереди в пробке, «тупят» и не уступают дорогу спецтранспорту. Даже если пробка не «мертвая» — то есть это просто плотный поток, движущийся с небольшой скоростью, обычное дело для большинства московских дорог — перестроиться, когда в твоих зеркалах показалась мигалка, часто просто некуда. Во-первых, соседи по потоку далеко не всегда готовы притормозить и впустить вежливого водителя, дающего дорогу спецмашине. Во-вторых, разметка в данном месте может не позволять такого маневра — а вездесущие камеры не будут учитывать, что водитель не просто игнорировал ее требования, а уступал дорогу.
— Типичная ситуация: поток движется в тоннеле, где ограничение 60 км/ч и сплошные линии разметки, — рассказывает многолетний водитель «скорой помощи», ныне работающий в такси, Сергей Б. — Допустим, я на «скорой» начинаю сигналить, наступаю ему на хвост, требую пропустить. Но я же за рулем обычной машины как раз не смогу выполнить требование: для этого нужно либо превысить скорость, то есть поймать штраф, либо перестроиться через сплошную, а в тоннелях есть камеры и на полосу.
В результате — водитель ставится в ситуацию, из которой нет хорошего (не влекущего за собой правонарушение) выхода. Добавим, что темперамент и стрессоустойчивость у водителей-частников бывают разные и никак не регламентируются требованиями ПДД. Риски от такого «давления» в итоге лишь возрастают.
Растущая с годами водительская культура в больших городах вроде бы снимает остроту проблемы: современные московские автомобилисты уже довольно неплохо умеют, как это давно заведено в Европе, освобождать по половине соседних полос для проезда «скорых». Но современная тенденция к заужению полос (делается это и для повышения «вместимости» дорог, и чтобы дисциплинировать водителей: в узкой полосе не расслабишься) сильно затрудняет такую практику. «Раздвинуться» водители бы и рады, да не могут — ширина полосы не дает.
Наконец, спецтранспорт имеет по ПДД возможность обходить пробки даже по встречной полосе. И это справедливо... вот только на крупных магистралях, где эти самые пробки чаще всего возникают, почти не осталось участков без разделителей-отбойников. А ехать по «встречке» за отбойником — это, хотя и не противоречит ПДД, запрещено техникой безопасности и должностными инструкциями, кроме особых ситуаций с перекрытиями встречной полосы.
Так что совершенно непонятно, как может дисциплинировать водителей ужесточение наказания за непропуск мигалок. Если в пробке с «уступи дорогу» — вышеперечисленные проблемы, а при свободном движении водитель «скорой» легко объезжает любого автолюбителя, залипшего в телефоне.
Заголовок в газете: Нам для «скорой» дороги дороги
Комментарии