Трасса мужества
В условиях тундры и тайги в кратчайшие сроки появились десятки новых станций. За развитием новых методов прогнозирования погоды и авиационной метеорологии стоит личный подвиг сотен специалистов и местных жителей, считает начальник отдела фонда данных и научно-технической информации Якутского управления гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (Якутское УГМС) Наталья Костина.
В июле 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) СССР принял решение о строительстве особой воздушной линии между США и СССР для осуществления поставок по ленд-лизу. Строительство особой воздушной линии Уэлькаль — Красноярск, позднее переименованной в Красноярскую воздушную трассу (КВТ, она же — Алсиб), началось осенью 1941 года.
"Исключительно сложная и важная воздушная трасса в метеорологическом отношении была совершенно не изучена. Поэтому необходимо было применять срочные меры по организации новых метеостанций. Официально воздушная трасса была введена в эксплуатацию 30 января 1943 года, но первая группа самолетов под руководством Ильи Мазурука вылетела 6 октября 1942 года. На прогон из Фэрбэнкса до Красноярска потребовалось 35 дней", — рассказывает Наталья Костина.
Якутское управление до конца 1941 года успело организовать открытие трех метеостанций, а в январе 1942 года была открыта еще одна метеостанция и принято семь станций от Управления Севморпути. В июле 1942 года ответственность за организацию метеослужбы на трассе возложили на Якутское УГМС Забайкальского фронта
Этим же приказом управлению было предложено в 1942 году организовать метеоцентр в Сеймчане Магаданской области, открыть или реорганизовать еще 12 станций по трассе Якутск — Уэлькаль. Приказ был выполнен.
"Людей высаживали в чистое поле"
Из трех предлагаемых маршрутов Алсиба выбрали третий, большая часть которого проходила над территорией Дальнего Востока и Сибири — от Чукотки до Красноярского края.
"Территория суровая и по большей части не обжита до сих пор. Не было аэродромов, а сама советская авиация, как мы помним, начала развиваться лишь в 1930-е. На огромной территории, по которой должна была пойти трасса — почти 5 тыс. км, — не было ни обжитых мест, ни надежной связи, ни наземного транспорта, ни метеообеспечения", — говорит историк.
Остро встал вопрос кадров, ведь многие специалисты были призваны на фронт. Позднее, когда УГМС передали Забайкальскому фронту, все специалисты стали военнообязанными и получили бронь от призыва, что остановило отток кадров. "Приезжали специалисты из европейской части страны, зачастую с оккупированных территорий", — говорит Наталья Костина, добавив, что было много кадров с Украины, из Белоруссии, Ленинграда.
"Сначала они попадали в Якутск, затем их распределяли по создающимся станциям. Также были организованы краткосрочные трехмесячные курсы для техников-наблюдателей", — рассказывает Наталья Костина.
Организация труднодоступных станций ложилась на плечи нескольких сотрудников. Сначала нужно было доставить стройматериалы, построить станцию, забросить горючее, продукты, организовать связь. Как говорил руководитель перегоночного полка Илья Мазурук, на обустройство такой сети, построенной за 10 месяцев, в мирное время потребовалось бы около четырех лет.
"Людей высаживали, образно говоря, в чистое поле, — рассказывает историк. — Первым делом люди начинали строить служебное помещение, чтобы было где вести наблюдение и передавать сводку погоды. И только потом уже занимались устройством быта. Зачастую первые зимы проживали в палатках и землянках. Из рабочих средств только ручные инструменты — лопата, топор, пила. Если находилось время, на станциях занимались охотой и рыбалкой".
Старший техник обсерватории Анна Мозолевская вспоминала: "Жилось в Якутске сносно. Получали по карточкам американские продукты — белый хлеб, шоколад, мясные консервы и прочее. Кроме того, Урываев создал в Табаге рыболовецкую бригаду. Бригадир привозил рыбу в Якутск, и по очереди делили на всех по отделам".
Инженер-синоптик бюро погоды, затем АМСГ Якутск Галина Мишнина вспоминала: "Умный руководитель [Павел Андреевич Урываев] и отличный человек. Несмотря на свою большую занятость, много внимания уделял нам, синоптикам, бюро погоды и АМСГ. Часто посещал сеть АМСГ, интересовался нашей работой, был внимателен к нашим запросам". Анна Мозолевская вспоминала: "Самый молодой начальник управления. Деловитый и спокойный. Работать с ним было легко. Был строг и справедлив".
Каждый на своем рабочем месте совершал маленький трудовой подвиг, считает историк. "Несмотря на тяжелый быт, как и все советские люди, сотрудники гидрометслужбы жили под одним лозунгом: "Все для фронта — все для Победы". Сейчас это может показаться пафосными, затертыми словами, но люди этим жили. Они работали без отпусков и выходных, в условиях ненормированного рабочего дня. С моей точки зрения и с точки зрения современного обывателя, они все герои. И в дождь, и в снег, и в минус 50, и в плюс 30 они делали свою работу, выполняя свой долг", — считает историк.
По ее словам, только в 1942 году сотрудники управления подписались на военный заем на общую сумму 169 790 рублей. Они собрали наличными деньгами на танковую колонну "Социалистическая Якутия" 45 890 рублей, на подарки бойцам еще 5 942 рубля.
Глазами и руками
Обслуживание трассы ставило перед синоптиками новые задачи. Сильная турбулентность или встречный ветер, грозы и облачность могут затруднить полет. Внедрялись прогнозы ветра до высоты 4 тыс. м, прогноз облачности. Это позволило разрешить полеты в облаках. Началось прогнозирование верхней границы облачности, это разрешало полеты уже над облаками. "Все эти данные в полевых условиях добывались на практике, зачастую впервые. Авиационная метеорология зарождалась вместе с развитием авиации, они шли параллельно. Времени на раскачку у них не было", — говорит историк.
К 1942 году были созданы новые авиационные метеорологические станции в принимающих аэропортах — Сеймчане, Оймяконе и Якутске. По всей трассе создавались вспомогательные станции. С 1943 года для улучшения прогнозов увеличивалось аэрологическое зондирование.
"Протяженность трассы огромная, рельеф разный, климатические и погодные условия разные. Условия Чукотки одни, там близость двух океанов, совершенно непредсказуемая погода. От магаданского Сеймчана до Теплого Ключа в Якутии простиралась гористая местность, где моментально меняются погодные условия", — объясняет Наталья Костина.
С 1943 года началось прогнозирование погоды по аэродромам. Вводилось обследование облаков в ночное время. Из Иркутска в Якутск была переброшена группа прогнозистов-долгосрочников, которые стали вести научно-исследовательские работы.
Было проведено 14 работ по обеспечению и описанию воздушной трассы. Были выполнены работы о причине возникновения гроз в Якутии, распределения температуры с высотой, синоптические условия возникновения сильных ветров, дождей в Якутии, туманов в Уэлькале на Чукотке, зимних туманов в Якутии и на Колыме. "Изучали условия обледенения самолетов. Решались практические задачи, которые сопутствовали благоприятному пролету воздушных судов", — рассказывает историк.
В военные годы была систематизирована сама система метеонаблюдений. "С 1943 года была внедрена система единых наставлений для метеонаблюдений (Приказ Главного управления гидрометеорологической службы при Совете министров СССР от 8 мая 1943 года №223 о разработке "Наставлений по проведению гидрометеорологических наблюдений в стране"). На этой трассе были апробированы многие методики, которые применяются до сих пор. Мощное развитие получила гидрометеорология", — продолжает Наталья Костина.
За годы войны число станций Якутского управления выросло с 27 до 82. После окончания войны ни одна станция не была закрыта. Метеостанции и сеть аэропортов продолжили работу на восстановление и развитие страны в послевоенный период.
Память о подвиге
Наталья Костина вспоминает, что долгие годы о трассе Аляска — Сибирь не упоминали: "Помню, что впервые о трассе открыто заговорили в 1992 году, к ее 50-летию. Начали проводиться конференции, издаваться первые труды, издали сборник воспоминаний".
За годы войны метеостанции Якутского управления обслужили свыше 4,5 тыс. групповых и одиночных перелетов. За успешное выполнение задания правительства СССР по метеорологическому обеспечению перегона самолетов из США к фронту группу специалистов Якутского управления наградили орденами и медалями: в 1944 году орденом "Знак Почета" награжден начальник АМСГ Марково Николай Филиппович, инженер-синоптик АМСГ Якутск Галина Мишнина, орденом Красной Звезды — синоптик АМСГ Уэлькаль Галина Еремеева.
В наградном листе Павла Урываева от 24 сентября 1944 года отмечается, что он "лично руководил и обеспечивал прогнозы погоды ответственных перелетов по трассе вице-президента США и других". "Урываев был руководителем управления в годы войны. По ее окончании был переведен в Архангельск, потом занимался наукой и был начальником управления в Приморье. К сожалению, рано умер, ему было всего 59 лет", — говорит историк.
В Якутском управлении каждый год отдают дань памяти ветеранам, создан стенд, посвященный ветеранам управления. "К сожалению, в живых никого не осталось. Два года назад умер последний ветеран. Ему был 101 год", — рассказывает Наталья Костина.
Большую работу по изучению истории Якутского управления в годы войны провел Юрий Антонов. Он работал в Якутском УГМС в 1955–1998 годах: "Он всю жизнь этой темой занимался, сейчас в почтенном возрасте на заслуженном отдыхе. Его перу принадлежат три тома "Летописи гидрометслужбы Якутии", во втором томе впервые в систематизированном виде излагается история деятельности Якутского управления гидрометеорологической службы во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Большое внимание в книге уделено людям, героически осваивавшим малозаселенные места Якутии, Колымы и Чукотки. Благодаря его титаническому труду мы можем ознакомиться с архивными документами и воспоминаниями людей — непосредственных участников событий тех лет", — говорит Костина.
По мнению историков, занимающихся этой темой, долгие годы незаслуженно были забыты имена местных жителей, которые помогали при строительстве аэродромов и метеостанций. "Хотя они точно так же трудились, но нигде не было отмечено, что они участвовали в трудовом фронте. Только в 1990-х, с открытием этой темы, начали восстанавливать справедливость. Об этих людях заговорили, заговорили об их трудовом подвиге и начали возвращать льготы", — заключила историк.
При подготовке статьи использованы работы: 1. Прокопенко, А.К. Якутское управление гидрометслужбы в годы войны // Информационное письмо №2 (80). 30 лет Великой Победы. — Якутск: ЯУГМС, 1975. — С. 17−25. 2. Антонов, Ю.К. Летопись гидрометслужбы Якутии. Часть 2. — Якутск: ИД СВФУ, 2020. — 304 с.
Дмитрий Осипов
Комментарии