Сразу две новые программы — по разработке и модернизации истребителей пятого поколения, получившие, по его словам, названия F-55 и F-22 Super, — Трамп упомянул во время своего недавнего визита в Катар. Об этом он заявил 15 мая 2025 года на встрече с высокопоставленными представителями крупных американских фирм, в том числе Boeing и General Electric Aerospace, в Дохе.
"Мы собираемся создать F-55, и, я думаю, если мы добьемся нормальной себестоимости — а мы должны ее добиться, — он будет двухдвигательным и [представлять собой] суперапгрейд F-35. И затем мы поработаем над F-22, — передало слова Трампа агентство Reuters. — Я считаю, что самый красивый истребитель в мире — это F-22. Но мы создадим F-22 Super, и это будет самая современная версия истребителя F-22".
Он также особо отметил роль перспективного истребителя шестого поколения F-47, который создается по программе NGAD (Next-Generation Air Dominance) и который в будущем должен прийти на смену F-22 Raptor. Американский лидер напомнил, что F-47 будет работать в связке с беспилотниками боевого сопровождения. По его словам, такими же возможностями будет обладать и F-55.
"Мы создадим крупнейшую и новейшую линейку недорогих дронов для F-55 и F-35, но в большей степени для F-55, а также для F-47
С просьбой рассказать об F-47 он также обратился к главе Boeing Келли Ортбергу, чья компания реализует контракт на доработку и строительство первых опытных экземпляров истребителя. Американский лидер пошутил, что ему "очень нравится название "F-47", намекнув на то, что является 47-м президентом США. Ортберг отметил, что Boeing "планирует уже в ближайшем будущем запустить производство".
Ложка меда
Что именно глава Белого дома имел в виду под F-55, доподлинно неизвестно. В особенности если учесть, что разные издания по-разному передают слова Трампа об F-55 и F-35 и о том, как они соотносятся друг с другом.
К примеру, портал The War Zone (TWZ) передал приведенную выше цитату хозяина Белого дома следующим образом: "Мы работаем над улучшением, простым улучшением [F-35], но мы также делаем F-55. Я назову его F-55, и это будет существенная модернизация". В цитате издания Трамп не говорит, что это модернизация именно F-35.
"Но он также будет с двумя двигателями, потому что у F-35 один двигатель, а я не люблю однодвигательные [самолеты]", — продолжил Трамп в варианте текста TWZ, как бы противопоставляя F-55 и F-35. Однако позже в тот же день, согласно корреспонденту ТАСС, выступая перед военными на авиабазе Аль-Удейд, американский лидер уточнил, что это, вероятно, может быть модернизированная двухдвигательная версия F-35.
Джеймс Тайклет, генеральный директор корпорации Lockheed Martin, производящей F-35 и проигравшей тендер по F-47, ранее заявлял, что компания ищет способы внедрения технологий шестого поколения, которые она создавала в рамках NGAD, в будущие модификации F-35 и F-22. По его словам, таким образом удастся создать самолеты, практически аналогичные F-47, но за гораздо меньшие деньги.
Кроме того, в планах Пентагона периодически появлялось, а затем исчезало оснащение F-35 новейшим адаптивным двигателем, который создавался по программе AETP (Adaptive Engine Transition Program) в том числе для NGAD. В конце концов американский Конгресс все же одобрил выделение средств на эту инициативу, и разработка прототипов агрегата продолжилась.
По мнению некоторых экспертов, все это свидетельствует в пользу того, что глубокая модернизация F-35 и F-22 действительно грядет. Обрывочность и непоследовательность заявлений на этот счет, полагают они, лишь подчеркивает конфиденциальность этих программ и то, что они являются частью более масштабного, доселе не обнародованного плана Белого дома.
Более того, подчеркнули в TWZ, есть несколько "убедительных аргументов" в пользу создания двухдвигательных F-35A для Военно-воздушных и F-35C для Военно-морских сил (ВМС) США. Последние получили бы таким образом ряд дополнительных преимуществ, поскольку двухмоторные палубные истребители более безопасны и способны нести больше полезной нагрузки.
В качестве реального примера жизнеспособности такой концепции издание привело китайский двухдвигательный палубный истребитель J-35, который, несмотря на количество силовых агрегатов, весьма часто называют аналогом или даже клоном американского F-35. В настоящее время китайский самолет проходит серию испытательных полетов с борта авианосца "Фуцзянь".
В TWZ считают, что разработка двухдвигательного варианта F-35C могла бы стать более дешевым способом заменить устаревшие флотские истребители F/A-18E/F Super Hornet, чем программа истребителя шестого поколения F/A-XX.
Бочка дегтя
Тем не менее специалист в области авиакосмической техники консалтингового агентства Agency Partners Ник Каннингэм в комментарии Рейтер указал, что вариант создания двухдвигательного F-35 из однодвигательного маловероятен и что под F-55 Трамп мог иметь в виду программу F/A-XX.
Насчет перспектив последней, как сообщило агентство за день до этого, сейчас идут напряженные дискуссии между командованием ВМС, Конгрессом и президентской администрацией Соединенных Штатов. Есть предположения, что контракт по ней, стоимость которого может составить сотни миллиардов долларов, не будет заключен в ближайшие три года. По другой же версии, инициативу и вовсе могут закрыть.
Как отметил Каннингэм, упоминание Трампа о том, что F-55 будет двухдвигательным, говорит о том, что общего с одномоторным F-35 у него будет крайне немного. Кроме того, сказал эксперт, F-35 и без того сейчас претерпевает довольно дорогостоящую и сопровождающуюся чередой задержек модернизацию до стандарта Block 4, которая, скорее всего, будет длиться еще не один год.
Скептически Каннингэм отнесся и к глубокой модернизации F-22. В настоящее время эти истребители уже не выпускаются, поэтому привести их к современному технологическому стандарту, не говоря уже об усовершенствовании до шестого поколения, будет довольно затратным делом.
Портал Aviacionline также в своей публикации указал, что оснащение F-35 вторым двигателем на практике будет подразумевать проектирование абсолютно нового самолета с нуля. Это вдвое увеличит расходы на закупаемые истребители и сроки их производства, что противоречит политике самой же администрации Трампа, преследующей цель оптимизировать закупки для национальных Вооруженных сил.
В TWZ заметили, что если двухдвигательный F-35A аэродромного и F-35C палубного базирования еще и представляются теоретически возможными, то спроектировать двухмоторный вариант F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой — задача нереалистичная.
С этой точкой зрения согласны и эксперты, опрошенные порталом Breaking Defense. Более того, издание даже намекнуло на то, что ремарки Трампа насчет дальнейшего пути модернизации F-35 свидетельствуют о том, что президент не вполне понимает, в чем суть проблемы.
В частности, необходимость оснащения F-35 двумя двигателями он мотивировал тем, что ему "не нравятся однодвигательные" самолеты. "Если вдруг <…> [один] двигатель выйдет из строя, хорошо бы было иметь их два, три или четыре, — заявил американский лидер. — Вот почему мне нравится 747 (четырехдвигательный пассажирский Boeing 747 — прим. ТАСС)".
Также Трамп выразил свой скепсис относительно технологий малозаметности, стремиться к достижению превосходства в которых, по его мнению, — пустая трата времени, поскольку другие страны быстро и с легкостью их копируют. "Из соображений малозаметности вы проектируете уродливый самолет, и шесть месяцев спустя они (конкуренты — прим. ТАСС) поймут, в чем секрет, и ваш самолет будет уже никому не нужен", — сказал он.
Говоря о неосуществимости замысла Трампа относительно оснащения F-35 вторым двигателем, эксперт из консалтинговой фирмы AeroDynamic Advisory Ричард Абдулафия заявил в беседе с Breaking Defense: "У меня есть очаровательная племянница, которая может для него (Трампа — прим. ТАСС) нарисовать своей рукой чудесные, озорные рисунки [такого самолета]. Это будет иметь практически такую же ценность. <…> Это нереально. Это называется "подними ветровое стекло и вставь туда новый самолет".
Эксперт также обратил внимание на то, что перепроектирование F-35 для того, чтобы сделать из него двухдвигательный истребитель, фактически поставит его в одну массогабаритную категорию с F-47. По мнению старшего аналитика Teal Group Джей-Джея Гертлера, идея создания F-55 из F-35 имеет смысл лишь в том случае, если Вашингтон запустит вторую очередь программы NGAD, суть которой будет заключаться в разработке самолета совершенно новой конструкции, но с теми же функциями, что и F-47.
Что же касается объявленной модернизации F-22, то эти слова президента США, как подчеркнули в Aviacionline, лишь отражают текущие мероприятия по усовершенствованию этой авиационной платформы. Издание напомнило, что в январе текущего года Lockheed Martin получила контракт стоимостью $270 млн на оснащение этих самолетов комплексами с распределенной сетью инфракрасных датчиков TacIRST, которые будут служить для пассивного обнаружения угроз и не будут излучать радиоволн, повышая тем самым малозаметность истребителей.
Кроме того, с 2020 года в США действует программа ARES (Advanced Raptor Enhancement and Sustainment), направленная на модернизацию и продление срока службы F-22. Предполагалось, что в ее рамках самолеты получат новую авионику, в том числе потенциально бортовую радиолокационную станцию APG-81 от F-35 и улучшенный процессор для синтеза данных.
Таким образом, резюмировали в Aviacionline, идеи обновления Raptor озвучивались и до этого. Однако ни одна из них так и не была в достаточной степени реализована. Слова Трампа, по предположению портала, могут означать, что в этом деле появились некие сдвиги. Хотя нет никаких свидетельств тому, что есть соответствующее финансирование, определены сроки работ и технологический стандарт, к которому в итоге будут приведены F-22.
Всеобщая прострация
Запросы Breaking Defense в адрес Пентагона прокомментировать ситуацию вокруг всего сказанного Трампом военное ведомство перенаправило в Белый дом. Там, в свою очередь — как и в компаниях RTX и General Electric, занятых в производстве двигателей для F-35, — комментариев к моменту публикации материала не предоставили.
На запрос портала ответили в Lockheed Martin, однако из него следовало, что в корпорации также не вполне понимают, о чем шла речь. "Мы благодарим президента Трампа за его поддержку относительно F-35 и F-22 и продолжим тесно работать с [вашингтонской] администрацией, чтобы осознать то, каково ее видение [концепции] завоевания превосходства в воздухе", — сказали в компании.
Константин Алыш
Комментарии