Выявлена странная особенность веры людей в хорошую и плохую карму

Наука

46 Просмотры 0

Исследование выяснило особенности опыта взаимодействия с кармой

Исследование показало, что большинство людей верят в хорошую карму для себя и плохую карму для других. Согласно новому исследованию, опубликованному 1 мая Американской психологической ассоциацией в журнале Psychology of Religion and Spirituality, когда дело доходит до кармы, большинство людей верят, что Вселенная — это их личная болельщица, но при этом строгий судья для всех остальных.

Исследование выяснило особенности опыта взаимодействия с кармой
Фото: ru.freepik.com

тестовый баннер под заглавное изображение

Исследователи попросили более 2000 человек из различных религиозных и нерелигиозных кругов написать о своем опыте взаимодействия с кармой — верой в то, что добрые дела вознаграждаются, а плохие — наказываются, - и выявили общую цепочку их ответов, сообщает CNN.

Когда участники писали о себе, 59% рассказывали истории о том, как их вознаграждали за добрые дела. В своих историях о других 92% рассказывали о несчастьях, постигших партнеров-обманщиков, друзей-должников, хулиганов и никудышных коллег.

“Размышления о карме позволяют людям ставить себе в заслугу и гордиться тем хорошим, что с ними происходит, даже если неясно, что именно они сделали для достижения хорошего результата”, - говорится в заявлении старшего автора исследования Синдел Уайт. “Но это также позволяет людям воспринимать страдания других людей как оправданное возмездие”.

Полученные результаты дают представление о том, как наш разум формирует суждения о себе и окружающих нас людях, - отмечает Уайт, доцент Йоркского университета в Торонто.

“Я твердо верю в необходимость делать благотворительные пожертвования нуждающимся, какими бы незначительными они ни были, - говорится в одном анонимном ответе на исследование. - Это приносит мне огромную пользу, а иногда приводит к тому, что люди делают мне одолжения, не спрашивая”.

В другом сообщении говорится: “Я знал парня, который всегда был груб и жесток со всеми; за всю свою жизнь он не сделал ничего хорошего. У него обнаружили рак, и я просто не мог не думать, что это карма”.

Исследование выявило тенденцию считать себя заслуживающим удачи, даже при отсутствии прямых причин, как форму “предвзятого отношения к себе” — концепцию, которая изучалась психологами на протяжении десятилетий, констатирует Патрик Хек, психолог-исследователь из Бюро финансовой защиты потребителей.

“Теория атрибуции и предвзятое отношение к атрибуции - это общая идея о том, что люди приписывают определенные события, происходящие с ними или другими людьми, тем способам, которые заставляют их чувствовать себя хорошо”, - сказал Хек, который не принимал участия в исследовании.

Как отмечает Уайт, предвзятое отношение к воздаянию в некотором смысле способствует повышению самооценки, что помогает людям преодолевать жизненные трудности. Но в других случаях это может сбить людей с толку, когда они не осознают вклад других людей или внешние факторы успеха.

С другой стороны, вера в то, что страдания других людей являются формой наказания, проистекает из потребности верить в справедливость мира

Эта вера может помочь людям осознать сложность жизни, - сказал Хек.

“Мир полон статистического шума. С людьми постоянно происходят случайные вещи. И из множества исследований в области психологии мы знаем, что людям трудно примириться со случайностью в своей жизни”, - комментирует Хек. “Очень хочется иметь историю или объяснение того, почему с одними людьми происходят хорошие вещи, а с другими - плохие. Я думаю, что карма - это действительно красиво оформленный способ, который, возможно, нашел свое отражение в религии и других системах верований”.

Концепция кармы берет свое начало в азиатских религиозных традициях, таких как индуизм и буддизм, и существует множество вариаций в том, как она практикуется в разных группах, напоминает Уайт. По этой причине в исследовании приняли участие участники из Соединенных Штатов, Сингапура и Индии, чтобы получить представление о широком спектре культурных и религиозных традиций.

Примечательно, что результаты немного различались между западными и незападными респондентами, причем индийские и сингапурские участники проявляли меньшую склонность к самоутверждению - вывод, который согласуется с предыдущими исследованиями, отмечает CNN.

“Мы обнаружили очень похожие закономерности в различных культурных контекстах, включая западные образцы, где, как мы знаем, люди часто думают о себе преувеличенно позитивно, и образцы из азиатских стран, где люди более склонны к самокритике”, - рассказывает Уайт. “Но во всех странах участники с гораздо большей вероятностью говорили, что другие люди подвергаются кармическим наказаниям, в то время как они получают кармические награды”.

“Иногда существуют различия между вашими религиозными убеждениями, тем, о чем люди на самом деле думают в повседневной жизни, и тем, как они действуют”, - говорит Уайт. “Могут быть и другие ситуации, когда их побуждает сам опыт, и они будут думать о карме совсем по-другому”.

Тем не менее, по словам Хека, предубеждения, основанные на вере, могут иметь широкие последствия в реальном мире, особенно когда речь заходит о разработке политики и нашей системе правосудия.

Часто социальные предрассудки, такие как расизм и классицизм, основаны на предпосылке, что “низшая” группа заслужила свой статус, ведя себя социально неприемлемым образом, отмечает Юдит Юнг, адъюнкт-профессор психологии Университета Эмори в Атланте, которая не принимала участия в исследовании. Такие взгляды могут затем повлиять на отношение людей к этим группам и на их готовность предложить помощь.

В конечном счете, Юнг, которая является практикующим психоаналитиком, сказала, что, по ее мнению, изученные предубеждения являются общими для большинства людей. Они могут быть формой защиты, происходящей из опыта раннего детства и потребности чувствовать себя в безопасности.

“Я много работаю с пациентами над развитием сострадания и чувства общечеловеческой общности, осознавая, что в каждом из нас есть что-то хорошее и что-то плохое”, - говорит Юнг. “Речь идет не о влиянии религии. Речь идет об основах этики пациента”.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии