Учитель, каких мало. Кто придумал последний звонок и день самоуправления

Общество

49 Просмотры 0

Из бедноты в педагоги и директора школы

Федор Брюховецкий родился в Екатеринодаре (ныне Краснодар) 29 (16 по старому стилю) мая 1915 года. Тогда Екатеринодар был железнодорожной слободой, отец Феди работал машинистом локомотивного депо, мама растила шестерых детей. Семья была простая и небогатая, и наверняка это сыграло немалую роль в формировании характера Федора, который с самых молодых лет точно знал, чему стоит уделять приоритетное внимание в большом детском коллективе.

Окончив в 1936 году исторический факультет Кубанского пединститута, он преподавал в школах: на станции Зверево Северо-Кавказской железной дороги, а затем, в эвакуации, в селе Шарыпово Красноярского края. В 1943 году из эвакуации его отозвали и назначили директором мужской школы № 58 станции Краснодар-I Северо-Кавказской железной дороги (позже ее объединили с женской и присвоили номер 12, с 1960 года это школа Минпроса РСФСР). Горячо любимому Краснодару Брюховецкий сохранил верность в течение всей жизни.

Вернулся он сразу после освобождения города от немецких нацистов, как писал сам, восстанавливать здание пришлось "под звуки сирен и разрывы фашистских бомб". Было ему тогда 27 лет. Руководителем школы он проработал до 1985 года.

"Не пищать!"

Здание школы было чуть ли не единственным уцелевшим после бомбежек

О партах, стульях, тетрадках, перьях (которыми тогда писали), чернилах можно было только мечтать. Школа была холодной, отапливать ее было тоже нечем.

Школу тогда прозвали "Республикой ШкИД" (отсылка к повести Леонида Пантелеева и Григория Белых о жизни беспризорных детей в школе-коммуне имени Достоевского, ШкИД), в ней росли дети войны, голодные, без отцов, которые погибли или воевали с германскими нацистами на фронте.

Тогда в школе не "оказывали", как сейчас, "образовательные услуги", учитель был не только большим авторитетом, но часто становился родным человеком: в тяжелые годы учителя отнимали у себя, но старались чем могли накормить голодных учеников, в благополучные — после уроков по своей доброй воле переводили своих первоклашек через опасную дорогу, и очень многие свою работу считали не просто профессией, а миссией. Именно таким, безгранично добрым и очень любящим детей (при этом, по воспоминаниям коллег, твердым и жестким, когда дело касалось отстаиваемых им принципов и взглядов на педагогику), был и Федор Брюховецкий.

Он четко понимал: прежде чем учить, детей надо согреть и накормить. Также он руководствовался лозунгом Макаренко "Не пищать!", поэтому добился выделения лесной делянки, четырех гектаров заброшенной земли недалеко от Краснодара и семенного материала. Сам Брюховецкий вспоминал, как ученики пилили и рубили дрова, складывали и грузили их в вагоны, чтобы отправить в город. "Тепло стало не только в школе, но и в ребячьих душах", — писал он. Работали и учителя, и дети, и их родители. "Корчевали терн. Кровавые мозоли были". Землю подготовили, семена посадили, в благодатном краснодарском климате при должном уходе получили хороший урожай.

"К началу занятий была готова столовая. К кусочку черного хлеба дети бесплатно получали тарелку борща или супа. И каким же вкусным он казался. Еще бы! Ведь все было добыто своим трудом, собственными руками", — не мог не гордиться директор.

Вместе работать и вместе отдыхать

Брюховецкий был уверен: большому коллективу необходим совместный труд. Со временем он добился, чтобы его школа стала экспериментальной площадкой Академии педнаук, что давало свободу экспериментов, избавляло от лишних комиссий и избыточного контроля. Трудовые десанты, совместная работа учителей, детей и родителей, дежурные классы, активное сотрудничество с шефствующими организациями, создание кружков при школе. Сейчас это кажется обычным, но тогда эти идеи были новаторскими.

Директор всегда ставил перед сотрудниками и учениками большие общие задачи, решать которые нужно было только вместе. Ученики 12-й школы в разные годы выстроили школьный стадион и создали обелиск памяти учеников и учителей, павших в годы войны.

Не менее важными Брюховецкий считал и общешкольные праздники: он хотел, чтобы школьные годы остались в памяти у детей яркими и только светлыми. Он стал инициатором Дня памяти погибших на войне учеников и учителей (8 мая), праздника творчества и труда (вторая суббота мая), школьных пикников (в которых также участвовали не только дети, но и учителя и родители).

Именно он основал и день самоуправления, когда учителя со стороны наблюдали, как старшеклассники пробуют себя в роли учителей. Эта традиция, воспринятая тогда рядом педагогов и чиновников от образования в штыки, действует во многих школах и сейчас.

Отдельно стоит рассказать о "собрании с фонариком". Как вспоминала Евгения Попова, в 40-х годах учившаяся у Брюховецкого, "23 января 1944 года в школу пришло письмо от командования Ленинградским фронтом. В нем сообщалось, что за мужество, храбрость и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, выпускнику школы присвоено звание Героя Советского Союза! Вечером устроили торжество, собрались учителя, ученики и родители. И только начали письмо зачитывать — погас свет (частое явление военного времени). Дочитывали при свете фонариков: "Александр Мироненко защищал честь, свободу и независимость нашей Советской Родины, а также честь школы, которая воспитала его". С тех пор 23 января каждого года в школе подводят итоги, отмечают успехи и достижения. Праздником заинтересовались и в других городах, так что Брюховецкий в 1984 году издал методические рекомендации по его проведению.

Эти рекомендации, а также его статьи, брошюры, доклады на конференциях, тексты выступлений на радио и телевидении хранятся в Государственном архиве Краснодарского края в "Коллекции документальных материалов по истории народного образования на Кубани"

Прощание со школой

Возможно, самой знаменитой идеей стало проведение праздника последнего звонка, придуманного Федором Брюховецким в 1948 году. Младшие школьники делали поделки на память десятиклассникам (тогда в школах учились 10, а не 11 лет), а те, в свою очередь, высаживали в школьном дворе на добрую о себе память саженцы деревьев.

Праздник настолько тронул души учеников и учителей, что уже в 1951 году последний звонок провели в тысячах школ огромной страны. С 1970-х годов этот праздник стал доброй традицией во всех школах СССР. С годами его немного упростили — вместо изготовления поделок и посадки деревьев стали проводить торжественные линейки и школьные вальсы.

Федор Брюховецкий прожил 76 лет (он скончался в марте 1991-го), 42 из них был директором школы в Краснодаре. Его помнят и сегодня. В память о выдающемся ученом, практике, создателе уникальной системы школьного воспитания на фасаде лицея №12 по ул. Железнодорожной, 8 установлена мемориальная доска.

"Федор Федорович Брюховецкий — это наш "краснодарский Макаренко". Он создал целую воспитательную систему школьников на основе труда, коллективизма и гуманизма. Долгие годы был директором 12-й краснодарской школы, и при нем она была еще и культурным центром города. Установка мемориальной доски на фасаде учреждения — это инициатива лицея, и топонимическая комиссия ее поддержала", — сказал при обсуждении вопроса об установке памятной доски председатель комитета по вопросам местного самоуправления гордумы Краснодара Зорик Садоян.

***

Учитель не тот, кто дает знания, а тот, кто зажигает сердца. Эти слова сказал другой великий русский педагог и ученый — Дмитрий Лихачев, но они полностью применимы ко всей жизни и деятельности Федора Брюховецкого.

Юлия Острогожская 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии