Из бедноты в педагоги и директора школы
Федор Брюховецкий родился в Екатеринодаре (ныне Краснодар) 29 (16 по старому стилю) мая 1915 года. Тогда Екатеринодар был железнодорожной слободой, отец Феди работал машинистом локомотивного депо, мама растила шестерых детей. Семья была простая и небогатая, и наверняка это сыграло немалую роль в формировании характера Федора, который с самых молодых лет точно знал, чему стоит уделять приоритетное внимание в большом детском коллективе.
Окончив в 1936 году исторический факультет Кубанского пединститута, он преподавал в школах: на станции Зверево Северо-Кавказской железной дороги, а затем, в эвакуации, в селе Шарыпово Красноярского края. В 1943 году из эвакуации его отозвали и назначили директором мужской школы № 58 станции Краснодар-I Северо-Кавказской железной дороги (позже ее объединили с женской и присвоили номер 12, с 1960 года это школа Минпроса РСФСР). Горячо любимому Краснодару Брюховецкий сохранил верность в течение всей жизни.
Вернулся он сразу после освобождения города от немецких нацистов, как писал сам, восстанавливать здание пришлось "под звуки сирен и разрывы фашистских бомб". Было ему тогда 27 лет. Руководителем школы он проработал до 1985 года.
"Не пищать!"
Здание школы было чуть ли не единственным уцелевшим после бомбежек
Школу тогда прозвали "Республикой ШкИД" (отсылка к повести Леонида Пантелеева и Григория Белых о жизни беспризорных детей в школе-коммуне имени Достоевского, ШкИД), в ней росли дети войны, голодные, без отцов, которые погибли или воевали с германскими нацистами на фронте.
Тогда в школе не "оказывали", как сейчас, "образовательные услуги", учитель был не только большим авторитетом, но часто становился родным человеком: в тяжелые годы учителя отнимали у себя, но старались чем могли накормить голодных учеников, в благополучные — после уроков по своей доброй воле переводили своих первоклашек через опасную дорогу, и очень многие свою работу считали не просто профессией, а миссией. Именно таким, безгранично добрым и очень любящим детей (при этом, по воспоминаниям коллег, твердым и жестким, когда дело касалось отстаиваемых им принципов и взглядов на педагогику), был и Федор Брюховецкий.
Он четко понимал: прежде чем учить, детей надо согреть и накормить. Также он руководствовался лозунгом Макаренко "Не пищать!", поэтому добился выделения лесной делянки, четырех гектаров заброшенной земли недалеко от Краснодара и семенного материала. Сам Брюховецкий вспоминал, как ученики пилили и рубили дрова, складывали и грузили их в вагоны, чтобы отправить в город. "Тепло стало не только в школе, но и в ребячьих душах", — писал он. Работали и учителя, и дети, и их родители. "Корчевали терн. Кровавые мозоли были". Землю подготовили, семена посадили, в благодатном краснодарском климате при должном уходе получили хороший урожай.
"К началу занятий была готова столовая. К кусочку черного хлеба дети бесплатно получали тарелку борща или супа. И каким же вкусным он казался. Еще бы! Ведь все было добыто своим трудом, собственными руками", — не мог не гордиться директор.
Вместе работать и вместе отдыхать
Брюховецкий был уверен: большому коллективу необходим совместный труд. Со временем он добился, чтобы его школа стала экспериментальной площадкой Академии педнаук, что давало свободу экспериментов, избавляло от лишних комиссий и избыточного контроля. Трудовые десанты, совместная работа учителей, детей и родителей, дежурные классы, активное сотрудничество с шефствующими организациями, создание кружков при школе. Сейчас это кажется обычным, но тогда эти идеи были новаторскими.
Директор всегда ставил перед сотрудниками и учениками большие общие задачи, решать которые нужно было только вместе. Ученики 12-й школы в разные годы выстроили школьный стадион и создали обелиск памяти учеников и учителей, павших в годы войны.
Не менее важными Брюховецкий считал и общешкольные праздники: он хотел, чтобы школьные годы остались в памяти у детей яркими и только светлыми. Он стал инициатором Дня памяти погибших на войне учеников и учителей (8 мая), праздника творчества и труда (вторая суббота мая), школьных пикников (в которых также участвовали не только дети, но и учителя и родители).
Именно он основал и день самоуправления, когда учителя со стороны наблюдали, как старшеклассники пробуют себя в роли учителей. Эта традиция, воспринятая тогда рядом педагогов и чиновников от образования в штыки, действует во многих школах и сейчас.
Отдельно стоит рассказать о "собрании с фонариком". Как вспоминала Евгения Попова, в 40-х годах учившаяся у Брюховецкого, "23 января 1944 года в школу пришло письмо от командования Ленинградским фронтом. В нем сообщалось, что за мужество, храбрость и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, выпускнику школы присвоено звание Героя Советского Союза! Вечером устроили торжество, собрались учителя, ученики и родители. И только начали письмо зачитывать — погас свет (частое явление военного времени). Дочитывали при свете фонариков: "Александр Мироненко защищал честь, свободу и независимость нашей Советской Родины, а также честь школы, которая воспитала его". С тех пор 23 января каждого года в школе подводят итоги, отмечают успехи и достижения. Праздником заинтересовались и в других городах, так что Брюховецкий в 1984 году издал методические рекомендации по его проведению.
Эти рекомендации, а также его статьи, брошюры, доклады на конференциях, тексты выступлений на радио и телевидении хранятся в Государственном архиве Краснодарского края в "Коллекции документальных материалов по истории народного образования на Кубани"
Прощание со школой
Возможно, самой знаменитой идеей стало проведение праздника последнего звонка, придуманного Федором Брюховецким в 1948 году. Младшие школьники делали поделки на память десятиклассникам (тогда в школах учились 10, а не 11 лет), а те, в свою очередь, высаживали в школьном дворе на добрую о себе память саженцы деревьев.
Праздник настолько тронул души учеников и учителей, что уже в 1951 году последний звонок провели в тысячах школ огромной страны. С 1970-х годов этот праздник стал доброй традицией во всех школах СССР. С годами его немного упростили — вместо изготовления поделок и посадки деревьев стали проводить торжественные линейки и школьные вальсы.
Федор Брюховецкий прожил 76 лет (он скончался в марте 1991-го), 42 из них был директором школы в Краснодаре. Его помнят и сегодня. В память о выдающемся ученом, практике, создателе уникальной системы школьного воспитания на фасаде лицея №12 по ул. Железнодорожной, 8 установлена мемориальная доска.
"Федор Федорович Брюховецкий — это наш "краснодарский Макаренко". Он создал целую воспитательную систему школьников на основе труда, коллективизма и гуманизма. Долгие годы был директором 12-й краснодарской школы, и при нем она была еще и культурным центром города. Установка мемориальной доски на фасаде учреждения — это инициатива лицея, и топонимическая комиссия ее поддержала", — сказал при обсуждении вопроса об установке памятной доски председатель комитета по вопросам местного самоуправления гордумы Краснодара Зорик Садоян.
***
Учитель не тот, кто дает знания, а тот, кто зажигает сердца. Эти слова сказал другой великий русский педагог и ученый — Дмитрий Лихачев, но они полностью применимы ко всей жизни и деятельности Федора Брюховецкого.
Юлия Острогожская
Комментарии