Ответ на запрос времени
По прогнозам Минтруда, к 2030 году более 70% потребностей рынка труда будет закрываться специалистами со средним профессиональным образованием. Рабочие руки — снова в цене, особенно в сферах, где экономика нуждается в инженерной точности, производственной дисциплине и цифровой грамотности.
И молодежь это чувствует: более 60% выпускников 9-х классов сегодня выбирают колледжи, а не школы с углубленным ЕГЭ-уклоном. Срабатывает не только практичность, но и стратегия: "Быстро выучился — сразу в профессию".
Что такое "Профессионалитет"
Запущенный в 2022 году проект "Профессионалитет" — это не просто реформирование колледжей, а создание кластеров — единой экосистемы, где колледж, предприятие и студент связаны в цепочку: от поступления на востребованную специальность до первого рабочего дня.
Сегодня в 86 регионах страны созданы 506 таких кластеров. В них обучаются более 1,77 млн студентов, к 2030 году в кластеры войдут около 3 тыс. образовательных организаций СПО.
"Мы ведем постоянную работу по популяризации возможностей, которые ребятам открывает обучение в колледжах. Наша миссия — помочь школьникам сделать осознанный выбор. Дважды в год в кластерах федерального проекта "Профессионалитет" проходят Единые дни открытых дверей, когда ребята и их родители могут прийти и в колледжи, и на предприятия, узнать об актуальных программах подготовки, стажировках и перспективах трудоустройства из уст самих студентов, выпускников, педагогов и работодателей
Техника — в приоритете
Наибольшее внимание уделяется подготовке кадров в технических направлениях: машиностроении, IT, строительстве, металлургии, энергетике. За счет чего "Профессионалитет" стал флагманом подготовки востребованных специалистов для экономики страны?
Во-первых, львиную часть учебной программы составляет практика — зачастую прямо на производстве. Во-вторых, работодатели сами участвуют в разработке программ и вкладываются в модернизацию колледжей. Объем частных инвестиций в проект уже превысил 7 млрд рублей.
"Около 80% обучения — это практика на том самом оборудовании, которое сейчас задействовано на предприятиях. В проекте ведется подготовка по 24 приоритетным для развития страны отраслям экономики. Большинство этих отраслей — высокотехнологичные: машиностроение, металлургия, топливно-энергетическая промышленность, атомная, химическая, фармацевтическая, электротехническая отрасли, информационные технологии.
Важную роль в синхронизации запросов работодателей с подготовкой кадров в системе СПО играет Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству "Профессионалы". Компетенции соревнований формируются на основе запросов более 7,5 тыс. работодателей-партнеров. Прямо на соревновательных площадках апробируются новые технологии, а по итогам чемпионатов корректируются образовательные стандарты. Участники получают не только возможность продемонстрировать свое мастерство, но и доступ к стажировкам и трудоустройству в ведущие компании", — комментирует Виктор Неумывакин.
Сегодняшний колледж — это не запасной вариант для "непоступивших в вуз". В "Профессионалитете" обучение идет в ритме отрасли: без затяжных лекций, с акцентом на реальные навыки. Выпускники получают востребованную профессию и зачастую — подписанный договор с работодателем еще до получения диплома.
Куда дальше
Но "Профессионалитет" — не про одноразовую настройку. Его цель — создать гибкую и устойчивую систему подготовки кадров, способную быстро адаптироваться к изменениям в экономике.
"Этот проект формирует у молодого поколения ключевые компетенции, востребованные на современном рынке труда, и сознательность в части профессионального развития. И он тесно связывает не только колледжи и бизнес, но еще и включает в эту модель школы, чтобы школьники могли "прикоснуться" к профессиям уже в 6-м классе. То, что модель "Профессионалитета" эффективна, подчеркивает тот факт, что проект не просто готовит кадры для технологических отраслей экономики нашей страны от робототехники до атомной отрасли, но и интегрирован в реализацию проектов, направленных на достижение технологического лидерства", — отмечает Даниил Суханов, проректор Института развития профессионального образования — федерального оператора проекта "Профессионалитет".
Сегодня проект — это не просто образовательная реформа. Это возвращение престижа рабочим профессиям, реинкарнация профтеха — но уже не в роли придатка экономики, а в статусе ее мозгового центра.
Комментарии