Правдивы ли сообщения о специальных акциях для участников СВО?

Общество

31 Просмотры 0

...в преддверии празднования Дня Победы в разных регионах страны появились сообщения о щедрых акциях для участников СВО, приуроченных к празднику. Так, военнослужащим и их семьям обещали скидки в военторгах и магазинах детских товаров. Кроме того, сообщалось о предложениях бесплатно взять в прокат дорогой автомобиль или же собрать вторсырье для нужд фронта.

 

 

 

 

Все упомянутые акции — фейки, направленные на дискредитацию военнослужащих, участвующих в специальной военной операции. При этом отдельные предложения, например скидки в "Военторге", выглядели достаточно достоверно. Другие же сообщения обращали на себя внимание нелепыми названиями или формой участия. Так, в Рязани было объявлено об акции по сбору пластиковой тары "Собери и сохрани" для дальнейшей ее переработки в патологоанатомические мешки для бойцов. Мероприятие якобы проводилось по приказу Союза ветеранов СВО и при поддержке местного сообщества волонтеров

Представители обеих организаций оперативно опровергли эту информацию, предупредив пользователей о фейке.

Более убедительной выглядела информация о промокоде на скидку 30% в сети магазинов "Военторг" в рамках акции "Героев не забываем". Но и она появилась не на официальных ресурсах магазина, а в чатах от анонимных пользователей. При этом программа лояльности для участников СВО у "Военторга" действительно существует, но имеет совершенно другой вид и не приурочена ко Дню Победы.

Аналогичным способом — через посевы в чатах и публикациях в анонимных Telegram-каналах — распространилось объявление и об акции "Сыну — танк, отцу — почет", которую якобы проводила сеть магазинов "Детский мир". Представители сети подчеркнули ТАСС, что вся информация об акциях размещается исключительно на официальном сайте и Telegram-канале компании, имеющем регистрацию в РКН, и не рассылается непосредственно пользователям соцсетей и мессенджеров.

Еще одна акция с провокационным названием "Оседлай немца в честь Дня Победы" обещала бесплатный пятидневный тест-драйв премиального авто всем, кто придет в дилерский центр BMW и предъявит удостоверение героя СВО. Однако такого удостоверения не существует. Кроме того, официальные дилерские центры BMW не проводят акционные мероприятия и занимаются продажей и техническим обслуживанием автомобилей. А сообщения о подобных акциях призваны вызвать ажиотаж, дискредитировать военнослужащих и обесценить значимость Дня Победы.

"Мы имеем дело с системной дискредитацией исторической памяти о войне, это большая и очень продуманная кампания, — подтверждает журналист, член СПЧ Александр Малькевич. — Поскольку информационная работа сейчас строится в основном через соцсети, то и задача с помощью таких фейков —  скомпрометировать Победу и память о войне — решается в основном в этом пространстве и через высмеивание, как в случае с акциями вроде "приходите в форме — получаете подарок" или "собирайте всякие пробки и бутылки и помогайте фронту". Их задача — в максимально унизительной форме показать образ военнослужащих". Малькевич отдельно подчеркивает, что создание таких вбросов не требует особого труда и специального подтверждения: порой они появляются в сети просто в форме слухов и даже без фото, а людям предлагается верить авторам таких сообщений на слово.

"Сама идея и задача врагов — максимально принизить значимость праздника и показать, что его отмечают люди недалекие, примитивные. Эти нарративы внедряются повсеместно и очень широко по всей стране", — разъясняет журналист. Он отмечает низкий уровень таких фейков, обращая внимание, что в основном как раз они рассчитаны на недалеких людей, которые получают информацию в интернете, ничего не перепроверяют и начинают возмущаться или высмеивать несуществующие ситуации и объявления. В качестве борьбы с подобными фейками Малькевич призывает каждого из тех, кто потребляет информацию (а сегодня это практически любой россиянин), вырабатывать критическое отношение к информации.

Большинство сообщений о специальных акциях для участников СВО в канун или после Дня Победы — фейки для создания ажиотажа и обесценивания праздника и дискредитации военнослужащих. Они копируют узнаваемый стиль торговых сетей или документы общественных организаций. Информацию о таких акциях необходимо проверять на официальных сайтах и не доверять анонимным источникам.

Материал подготовлен редакцией проекта "Проверка информации" при участии АНО "Диалог Регионы".

ТАСС и АНО "Диалог Регионы" являются учредителями Международной ассоциации по фактчекингу (GFCN).  

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии