Запрещенная в Турции Рабочая партия Курдистана (РПК) объявила о самороспуске и сложении оружия, пообещав перейти к политической борьбе и искать решение в рамках демократии и конституции, а также целостности Турецкой Республики. Ожидается, что трансформация коснется не только вооруженных отрядов РПК в горах Кандиль, но и ее сирийских ответвлений, а также политических сетей в Европе. Турецкие власти назвали это решение исторически важным этапом на пути к достижению цели "Турция без терроризма".
Несмотря на столь громкие заявления, турецкое общество продолжает относиться к очередному мирному процессу с определенным недоверием.
Политические расчеты Эрдогана
Цель "Турция без терроризма" была провозглашена в рамках мирного процесса, фактически стартовавшего с момента, когда лидер турецких националистов Девлет Бахчели, ко всеобщему удивлению, демонстративно пожал руки представителям прокурдской Партии народного равенства и демократии (ПНРД) на открытии парламента 1 октября 2024 года.
Заявление о самороспуске РПК — организации, являвшейся главной террористической угрозой страны на протяжении более 40 лет, — было преподнесено в качестве "великого успеха" действующей власти во главе с президентом республики Реджепом Тайипом Эрдоганом, по словам которого, "Турция вступила в новый этап реализации усилий, направленных на искоренение терроризма и достижение устойчивого мира и безопасности в стране". Он призвал сирийские и европейские ячейки РПК осознать новую реальность и присоединиться к процессу роспуска и разоружения, одновременно выразив надежду, что возникшая "историческая возможность" будет успешно реализована, а не растрачена понапрасну.
Общественное же недоверие связано не только с прошлыми неудачными попытками властей решить курдскую проблему в стране, но и с текущей политической обстановкой в республике, а также с ситуацией с курдами в соседних государствах. С целью снижения влияния вооруженной группировки Анкара в последнее время вела интенсивный диалог как с государствами, так и негосударственными акторами региона, а также с внерегиональными силами.
В условиях отсутствия потенциально возможного преемника Эрдоган в январе текущего года дал понять, что может повторно выдвинуть свою кандидатуру на следующих президентских выборах, намеченных на 2028 год. Примечательно, что сигнал об этом он послал во время беседы с певцом курдского происхождения Ибрагимом Татлысесом на митинге в провинции Шанлыурфа с преимущественно курдским населением. Однако по закону Эрдоган сможет баллотироваться на следующий срок только в случае досрочных выборов или внесения соответствующих поправок в конституции
При этом в 2024 году сторонники правящей Партии справедливости и развития (ПСР) активно продвигали идею принятия новой конституции в Турции. Однако дело оказалось нелегким, прежде всего из-за сложного состава нынешнего парламента, в котором представлены 14 политических партий. Для того чтобы вынести инициативу о поправках на референдум, требуется не менее 360 голосов. У партии Эрдогана — всего 265 мест в парламенте, вместе с союзниками по коалиции — 315. Не хватает 45 голосов. Тем временем между главными политическими силами Турции сохраняются существенные разногласия относительно ключевых положений новой конституции. Так, правящая партия предлагает внести в будущий основной закон страны положения о сохранении президентской системы, принятой на референдуме 2017 года. Главная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) же выступает за кардинальное изменение системы правления и возвращение к парламентской республике.
В такой ситуации единственный вариант для ПСР — обратиться к прокурдской ПНРД с 57 депутатами в национальном меджлисе, что и было сделано. Возник естественный торг, в результате которого турецкие власти через главного националиста страны подали недвусмысленный сигнал о своем благосклонном отношении к решению курдской проблемы. В обмен на это Эрдоган сможет не только вынести проект поправок или даже новой конституции на общенародное голосование, но и заручиться поддержкой со стороны курдского населения в ходе предстоящей предвыборной гонки.
Стратегия Анкары против РПК
В то же время решение РПК о самороспуске нельзя свести исключительно к внутриполитической ситуации в Турции и тем более нельзя представить в качестве результата диалога лишь между политическими партиями страны. РПК — это, по сути, зонтичная структура с широко разветвленной региональной сетью в виде различных политических группировок, общественных организаций, вооруженных отрядов и экономических субъектов. Причем все они имеют свои отличительные особенности в зависимости от того, в какой стране и в каких условиях находятся, какие функции выполняют и в какой географической местности располагаются.
Понимание этих различий позволило Анкаре со временем выработать в отношении каждой структуры, аффилированной с РПК, отдельный подход с применением наиболее оптимальных методов борьбы, но при этом сохраняя приверженность общей комплексной стратегии. Реализация ее началась после провала очередного мирного процесса 2013–2015 годов.
В рамках разработанной Анкарой стратегии против РПК и аффилированных с ней сил можно выделить три основных направления:
1. Снижение военного потенциала РПК путем целенаправленных силовых операций против ее вооруженных структур;
2. Нанесение удара по региональной экономической инфраструктуре организации;
3. Нейтрализация активности РПК при помощи политико-дипломатических усилий, а также методов "войны нового поколения".
Разногласия внутри РПК и курдского движения
На принятие решения о самороспуске определенное влияние также оказали как растущие разногласия внутри РПК, так и трансформационные сдвиги внутри курдского движения в целом, осуществленные с целью преодоления кризиса политической легитимности. В значительной степени утратив общественную поддержку и политический импульс в условиях резкого роста количества терактов, курдское политическое движение смогло войти в парламент лишь при поддержке левых сил Турции. Объединились они как в рамках общей партии — ПНРД, так и в контексте более широкой политической коалиции — Альянс труда и свободы. Систематические операции турецких вооруженных сил привели к заметному снижению присутствия РПК на территории Турции. Изменение баланса сил в Сирии в пользу Анкары создало эффект ловушки для РПК, еще больше поставив под сомнение устойчивость вооруженной борьбы.
Все эти факторы сделали возвращение основателя и лидера РПК Абдуллы Оджалана на сцену необходимостью. Для понимания его призывов необходимо взглянуть на используемую им концептуальную карту. Оджалан дистанцировался от исторических идеологических основ РПК посредством критики реального социализма, пытаясь при этом сдержать неполитические тенденции радикальных элементов, выдвигая идею принадлежности к Турции и демократическому обществу. Послание о том, что РПК утратила свое значение, можно, на мой взгляд, интерпретировать и в качестве призыва к недопущению возможного сопротивления внутри организации. Таким образом, Оджалан призвал к роспуску РПК и открытию новой политической эры. Тот факт, что РПК отреагировала на этот призыв рассуждениями о "почетном выходе", показал, что эта воля к трансформации постепенно принималась как внутри организации, так и в рамках курдского движения в целом.
Последнее заявление РПК соответствует призывам Оджалана, но не целиком и полностью. Использование таких выражений, как "общая родина" и "равное гражданство", свидетельствует о принятии ею нынешней политической реальности и новых методов поиска решения в рамках целостности Турции. В то же время РПК подчеркивает свою прошлую идеологическую основу, придерживаясь концептуального набора периода холодной войны.
Региональные последствия
Решение о самороспуске РПК запустило длительный и непростой процесс с последствиями, выходящими за пределы Турции. Ожидается, что теперь все связанные с РПК структуры либо постепенно прекратят свою деятельность, либо переориентируются на новые направления и задачи. Такое развитие событий выглядит вполне логичным, поскольку сложно себе представить, чтобы группировки, так или иначе аффилированные с РПК, смогли и дальше нормально функционировать в рамках существующей структуры в условиях распада ее руководства и фактической недееспособности ее организации.
Наряду с предстоящей адаптацией группировок, находящихся в Турции, можно предположить, что часть Сил сопротивления Синджара, сформированных преимущественно из езидов, будет интегрирована с Ираком в рамках соглашений между Анкарой, Эрбилем и Багдадом. Другая часть может присоединиться к пешмерга Демократической партии Курдистана (ДПК). Вполне вероятно, что лагеря в Махмуре также будут переданы иракскому правительству.
Особого внимания заслуживает положение Партии свободной жизни Курдистана (ПСЖК), действующей в Иране. Возможно, что она продолжит свою деятельность еще некоторое время. Здесь решающее значение, на мой взгляд, будут иметь переговоры, которые группировка проведет с Тегераном.
В Сирии после призыва Оджалана к РПК сложить оружие командующий СДС Мазлум Абди сначала заявил, что они не являются ответвлением РПК и что это заявление их не касается. Однако в условиях роста военно-политического давления Дамаска и Анкары, а также сохраняющейся неопределенности вокруг дальнейших планов США в Сирии (несмотря на их продолжающееся взаимодействие с СДС), представители СДС в итоге договорились с нынешними сирийскими властями о реинтеграции. Можно предположить, что процесс примирения и реинтеграции СДС с Дамаском после решения РПК о роспуске заметно ускорится. Представляется возможным разоружение около 3 тыс. боевиков, напрямую связанных с РПК, которые присутствуют в регионе, а также передача под контроль Дамаска таких провинций, как Дейр-эз-Зор и Ракка. В случае ликвидации связей с РПК отряды народной самообороны наверняка будут сокращены и переданы в подчинение сирийских вооруженных сил. Также можно ожидать, что в курдских районах будет реализована модель децентрализованного управления в части передачи энергетических ресурсов и административного управления.
В конечном итоге роспуск главного исполнительного органа РПК и ликвидация ее командной цепочки положат начало процессу, в ходе которого другие подразделения организации в Ираке и Сирии также, скорее всего, будут постепенно ликвидированы. Тем временем Турция будет внимательно следить за процессами самороспуска как основной организации, так и связанных с ней структур. Если процесс ликвидации РПК по разным причинам не будет реализован, Анкара может возобновить военные операции в Сирии и Ираке. Пока дальнейшие перспективы курдского движения выглядят довольно туманными, и трудно в итоге сказать однозначно: самороспуск РПК — это откат от достигнутых ранее успехов или все же отражение зрелого политического подхода с прицелом на будущее.
Комментарии