Мы привыкли думать, что цветная фотография — изобретение второй половины XX века. Но есть снимки в ярких тонах, сделанные ещё до революции, в том числе фотографии Николая II с семьёй. Как так вышло, что в царской России было цветное фото, а в СССР вдруг стало чёрно-белым!? Спустя десятилетия снова чёрно-белые школьные альбомы и семейные портреты. Ведь по логике развитие технологий должно идти только вперёд. Неужели что-то пошло не так? И действительно ли советская власть «откатилась назад» в технологиях? Или дело вовсе не в этом?

В начале XX века действительно существовала цветная фотография, и это факт.
Цветная фотография до революции: как это стало возможно
Цветная фотография появилась не в 1960-х, а гораздо раньше. Уже в начале XX века в России использовали автохромный метод, разработанный братьями Люмьер. Его использовали фотографы-исследователи, включая знаменитого Сергея Прокудина-Горского — учёного-химика и пионера цветной съёмки.
Он ездил по Российской империи с техникой, громоздкой как шкаф, и делал уникальные цветные снимки: от портретов крестьян до панорам Урала. Только применял он не автохром, а собственный метод тройной экспозиции с фильтрами.

Слева гостиница в Гаграх, Абхазия, 1904-1915 годы. Справа Ласточкино гнездо, Крым, 1904 год. Фотограф Сергей Прокудин-Горский. Источник изображения: cameralabs.org
Метод был сложный и затратный: фотограф снимал один и тот же кадр трижды — через красный, зелёный и синий фильтры. Потом всё совмещал и получал цвет. Это было дорого, долго и технически непросто, но позволило запечатлеть Россию в цвете ещё в начале 1900-х годов. К тому же в этом его поддерживал сам император Николай II.

Слева молодые русские крестьянки недалеко от реки Шексна, 1909 год. Справа церковь Иоанна Златоуста, Ярославль, 1911 год. Фотограф Сергей Прокудин-Горский. Источник изображения: cameralabs.org
Снимки Прокудина-Горского
(стеклянные фотопластинки) в 1948 году выкупил
американский конгрессмен Амброз Кларк и передал Библиотеке
Конгресса США.
Почему в СССР были чёрно-белые снимки?
Когда пришёл Советский Союз, всё поменялось. Новая власть делала ставку на массовость и простоту. Чёрно-белая фотография была дешевле, быстрее и доступнее — идеальна для пропаганды, архивов и повседневной съёмки. Цветные методы требовали дорогих материалов, точной химии, специальных фильтров. В условиях разрухи и индустриализации — это было роскошью.
Цветные съёмки в СССР, конечно, существовали — но только в кино (с конца 30-х) и в очень ограниченных тиражах. Массовая цветная фотография стала возможной только в 1960–70-х, когда в стране наладили производство отечественной цветной фотоплёнки: «Свема», «ЦОК», «Тасма», «Фотохим».

Слева «Удивление Евгения Моргунова», 1970 год, фото Василия Егорова. Справа 1960 год, фото Виктора Ахломова. Источник изображения: cameralabs.org
Ещё о рациональности Советского Союза:
Правда ли, что цветная фотография была запрещена в СССР?
Ходит миф, что был запрет на цветные фото в СССР, мол, буржуазное развлечение. На самом деле, никакого запрета не было — просто цветная съёмка была невыгодна и труднодоступна для рядового гражданина. Цветная плёнка стоила дороже, была в дефиците, а печатать такие снимки могли далеко не во всех фотолабораториях. К тому же результат часто был непредсказуемым.
Вот и получалось: технология есть, но в быт не проникает. К тому
же долгое время чёрно-белая эстетика считалась вполне уместной и
даже художественной (
Больше интересного про СССР ищите на наших каналах в

Комментарии