Утки в клетке кабинета Геббельса как символ дезинформации, крысообразный Гитлер с щеточкой вместо усов — преподаватель исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат исторических наук Руслан Червяков рассказал о методах пропаганды, которыми агитационные плакаты "Окна ТАСС" боролись с фашизмом, а также о технологии их создания.
История создания
"Окна ТАСС" — серия плакатов, в общей сложности их было создано около полутора тысяч общим тиражом более 2 млн экземпляров. Они издавались не только в Москве, но и в Ленинграде, Ашхабаде и Свердловске. Отличительной особенностью "Окон ТАСС" являлось применение трафаретов при их создании, поскольку во время войны использование технических устройств было почти невозможным, а целлюлоза, как правило, уходила на военные нужды и ее ресурс в печати был существенно ограничен. В свою очередь трафареты позволяли выпускать большие тиражи достаточно быстро.
История создания "Окон ТАСС" берет начало с первых дней войны
Заголовок на первом плакате гласит: "Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут. Пытались прорваться в районе Скулени, мы дали им в скулы, пошло скуление". "Созданием таких плакатов было важно поддержать нашу победоносную ноту, сообщив людям, что мы выдавливаем врага с наших территорий, и победим его малой кровью", — отметил эксперт.
Разные грани
По мнению Червякова, существуют определенные категории, по которым можно разделить работы. Первая из них посвящена беспощадному разгрому и уничтожению врага. Официальный тезис — враг будет разбит на вражеской территории.
Вторая категория плакатов — персонификация врага: изображение образа противника в сатирическом виде. "Гитлер был представлен как маленький крысообразный человечек с щеточкой вместо усов", — рассказал Червяков. Третий вид — сателлиты. Они высмеивали стран-союзников Третьего рейха, в числе которых были Румыния, Италия и другие. "Особо сатира касалась Йозефа Геббельса — министра пропаганды Третьего рейха. На одном из плакатов изображен его кабинет, в котором висит клетка с утками. Эти птицы символ тех баек, которые он распускает о потерях Советского Союза и превосходстве Третьего Рейха", — рассказал эксперт.
Четвертая категория посвящена созданию образу партизана, а пятая — единству тыла и фронта. "На одном из таких плакатов "Уборка" мы видим женщину, которая едет на рабочем тракторе, косит колосья, а внизу подпись: "Убрать без потерь", — это двойная игра слов", — привел пример преподаватель МГУ. Пятая категория говорила об исторической памяти событий войны. Борьба с врагом — главная идея всех агитационных плакатов, она проходила тонкой нитью сквозь все работы. "Бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева", — писалось на патриотических плакатах.
Время перемен
Когда стратегическая инициатива на фронте перешла к Красной армии, изменилось эмоциональное наполнение плакатов. Над врагом начали открыто смеяться и потешаться, празднуя его крах и восхваляя успехи Красной армии. "Советские художники внесли большой вклад в Победу своими работами, они использовали все свои творческие способности и ресурсы для поддержки бойцов, а советские плакаты продлили свой путь пропаганды даже после Великой Отечественной войны", — заключил Руслан Червяков.
Екатерина Шамарова
Комментарии