«Намедни»-41 — настоящая журналистика: у Парфёнова всё с умом и талантом

Общество

55 Просмотры 0

Патриот-ТВ

Нет, на ТВ вы это не увидите. Всё ушло в Интернет. Важно, что в доступе. А говорю я о новом выпуске Леонида Парфёнова «Намедни». Речь идет о 1941 годе.

Патриот-ТВ

тестовый баннер под заглавное изображение

Да, это надо видеть. Два с половиной часа ну просто на одном дыхании. Если вспомнить самые первые выпуски «Намедни», то они шли всего лишь 30 минут; казалось, этого хватало

Да и куда больше, смотреть не будут. Но вот новый формат, где ТВ уже вторично и никак тебя ограничить не может. Всё равно всегда важно даже не что, а как.

Знаете, «Намедни»-41 — настоящая журналистика. Мало того что, как правило, у Парфёнова всё с умом и талантом — это уже и неудивительно. Порой ведь про Парфёнова говорили: да, всё классно, но он же делает, творит с холодным носом, без гнева и пристрастия, на одном мастерстве. Но это же не так! В «Намедни»-41 совсем не так. Без подчеркиваний, какого-либо акцентирования, сверхэмоций ты чувствуешь, узнаешь, ощущаешь внутреннюю боль человека за свою страну, Родину, вот всё то, что с ней произошло тогда, в страшном 41-м. Он это переживает, осознавая ту трагедию и тот триумф даже тогда, в первый год войны.

Он и говорит там, что местное население во Львове участвовало в погроме евреев, не замалчивая ничего, а уже потом только немцы «упорядочили» эти погромы своим смертельным концлагерем и массовыми расстрелами. Да и в тех расстрелах кто принимал активное участие? Украинские нацисты, да.

Но и вспоминает также, что, отступая из Львова, даже не успевая взять с собой политзаключенных из тюрем, энкавэдэшники тут же их и расстреливали, и тоже в массовом порядке. Про миллионы советских пленных в начале войны, про панику в Москве в октябре, про бегство из столицы. Но Сталин-то никуда не уехал, не сбежал.

Вот так делается настоящая история, так она показана. И я скажу: это и есть патриотизм в отношении своей страны, любовь к ней, но только не с закрытыми глазами.

Да, Парфёнова нет на нынешнем ТВ. Но это ущерб телевидения, а не Парфёнова. Он-то есть и будет. Только смотрите.

ПЕСНИ ВОЙНЫ

«Кто сказал, что надо бросить/ Песни на войне?/ После боя сердце просит/ Музыки вдвойне!»

«Война — это всё преходящее, а музыка вечна» — так говорил Маэстро в фильме «В бой идут одни старики». Ведь песня на войне — особая песня, необыкновенная. Музыка Союза композиторов, стихи Союза писателей, а выходили шедевры.

Так происходит тогда, когда душа болит и эта боль пронизывает человеческое сердце. Обостряются все чувства, да и, конечно, любовь к Родине. Осознание великой трагедии, но и величайшая вера в победу, несмотря ни на что.

Когда-то Никита Михалков говорил, что на такой войне, Великой и Отечественной, воюют все: и цветок, и роса, катящаяся по листку, и деревья, и зверушки лесные. Это метафизика, конечно, но Михалков абсолютно прав (другое дело, как он смог воплотить такое в своих последних фильмах; но это совсем другая тема). Так и песня воевала, проникала в душу русского, советского солдата, вообще каждого человека. Звала на бой праведный, защищала душевно, давала важнейший, нужный настрой. Советская песня тех лет — тоже герой Отечественной войны, несомненно. И «Священная война», и «Синий платочек», «Осенний сон», «Одессит Мишка», «Темная ночь», «Песенка военных корреспондентов» — ну вы посмотрите, какая россыпь великолепной музыки и стихов. И это подвиг поэтов и композиторов.

На прошедшей неделе было очень много песен, тех самых. Но тут важно, кто и когда их исполняет. Вот по «Культуре» мы увидели на конкурсе «Дорога в Ялту», как иностранцы их поют — это что-то особенное! А как они все вместе грянули «День Победы», но каждый прожил ее в этот момент, пропустил через себя. Пойте, заморские гости, и вы поймете, как же прекрасен русский язык, красив необыкновенно. По этим песням вы еще лучше узнаете Россию, ее народ. Только откройте им душу, и они многое объяснят вам.

А еще на ОТР показали уже раритетные концерты ценности необычайной. Вот Дмитрий Хворостовский, светлой памяти, исполняет песни военных лет. Нет, проживает, просто не может их не петь. От всей души.

И Людмила Гурченко с «Песнями войны». Хорошо помню, как увидел это в первый раз тогда, в 1980-м. Просто испытал шок, культурный и по-человечески. Актриса пела их с такой страстью, любовью и тоже не могла не петь. Харьковская девочка, проведшая детство в оккупации, у которой любимый папа ушел на войну. Она выросла с этим, так прониклась. …Через каких-то 15 лет после этого страшного, голодного детства ее уже знала вся страна, она стала суперзвездой советского кино. «Карнавальная ночь», да. Потом 16 лет забвения, безмолвия, и вновь возродилась, как Феникс. Это же надо быть такой сильной духовно, чтобы не упасть в грязь, не быть растоптанной. И вот, конечно, девочке, Людмиле Марковне Гурченко, помогали, давали эту силу те самые песни войны. Они жили и живут до сих пор в наших людях, поэтому великие «Журавли» на стихи Расула Гамзатова Ян Френкель написал уже после Великой Отечественной, а Давид Тухманов «День Победы» на ее 30-летие.

Но и сегодня на Первом дали концерт Хиблы Герзмавы и Владимира Спивакова с оркестром. Как же прекрасно пела Хибла! От сердца к сердцу, а по-другому и невозможно.

…В «Квартирнике» Маргулиса на НТВ тоже пели военные песни — рокеры и представители попсы. Но здесь получилось будто по разнарядке. Вроде «а давай к 9 Мая устроим на 80-летие… дело-то хорошее, правильное. Сейчас напишем, кто чего споет. Вот та — такую-то песню, тот — другую, рок-группа — третью…». Они как бы отметились к святой дате, и что тут скажешь. Только песню не обманешь, не заговоришь. Сразу чувствуется, когда это идет от сути твоей (и тогда пробирает до слез), а когда…

Песни войны, они тоже воевали за вашу и нашу свободу, за Родину. И побеждали. В них — душа народа.

ТАБАКОВ КАК ТЁРКИН

Вы какого Табакова любите? У каждого он свой. Многогранный: тысяча лиц, тысяча масок…

Есть Табаков молодой да ранний, когда в фильме «Шумный день» по Розову он так лихо машет отцовской саблей, рушит сервант. Играет подростка, хотя тогда ему было уже 25. Есть Табаков наш «современник», где он женщина-буфетчица в спектакле «Всегда в продаже» — такая хорошенькая; а в антракте, в перерыве, подписывает нужные деловые бумажки уже как директор театра. Но женщины — его слабость. Помните мисс Эндрю в «Мэри Поппинс»? Ну это женщина-вамп, не меньше! А его Обломов! Как он его сыграл, будучи по жизни Штольцем! А Шелленберг… какой же симпатичный высокопоставленный фриц получился… Или Табаков поздний, когда он в рязановском «Андерсене» вот так наклоняется над гробом главного героя и подмигивает нам. А потому что театр — это легкость бытия неимоверная, это весело всё равно, что бы ни случилось… Или вот Табаков самодовольный, самовлюбленный, самолюбивый, ибо имеет право, ведь жизнь удалась, как мало у кого. Скольких он воспитал, скольким помог, вывел в люди. Конечно, он мог без брезгливости смотреть на себя в зеркало. Или на его юбилей 75-летний, где он так статусно, мудро, философски играет «Юбилей ювелира», а вот уже отплясывает со своими учениками на том самом вечере, купается в их любви.

Но мне ближе всего Олег Табаков средних лет, от 40 до 50. Как он в «Москва слезам не верит» читает газету «За рубежом», когда ждет Алентову, так проникновенно, с интересом. Такое не сыграешь даже. А вот рассказывает нам всем сказку «Конёк-горбунок»; вот с прекрасным Хитруком рассуждает о музыке в мультипликации. Ну да, он же лучший в мире Матроскин.

В День Победы на канале ОТР Табаков читал «Василия Тёркина». Нет, не читал — просто вжился в него, да где-то и сам был таким Тёркиным. Видно, как же важно ему именно это стихотворение, поэма Твардовского, именно этот его герой. Он же ребенок войны, и память о ней, то всегдашнее воспоминание о голоде остались с ним на всю жизнь. И рассказывая нам о Тёркине, став самим Тёркиным, приняв его в свою душу, Олег Табаков рассказал о части самого себя, о той войне, которую забыть нельзя. И о Победе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29520 от 14 мая 2025

Заголовок в газете: Патриот-ТВ

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии