«Миллиарды пойдут коту под хвост»: заслуженный пилот рассказал о первом полете самолета МС-21

Общество

45 Просмотры 0

«Массовое производство потребует большого количества авиадвигателей, комплектующих, которые на коленке не сделаешь»

На аэродроме Иркутского авиационного завода совершил первый полет российский среднемагистральный самолет МС-21 с новыми системами и агрегатами отечественного производства. Прокомментировать это событие мы попросили Председателя комиссии по вопросам гражданской авиации Общественного совета при Ространснадзоре, заслуженного пилота СССР Олега Смирнова и авиаэксперта, главного редактора Avia.ru Романа Гусарова.

«Массовое производство потребует большого количества авиадвигателей, комплектующих, которые на коленке не сделаешь»

тестовый баннер под заглавное изображение

Сообщается, что опытный образец нового самолёта МС-21 поднялся на высоту 3 тысячи метров, развил скорость 580 км/ч. Полет лайнера продолжался 1 час 15 минут. Это среднемагистральный самолет. Он претендует на ту же коммерческую нишу, что и Boeing 737 и Airbus A320. У МС-21 — самый широкий в своем классе фюзеляж (4,06 м). Ожидается, что он будет вмещать порядка 200 пассажиров.

— На сегодняшний день наши разработчики перешли уже к финальному этапу испытаний самолета МС-21, — говорит авиаэксперт Роман Гусаров

— Этот полет дал старт заводским доводочным испытаниям самолета в новом, российском облике. Конечная цель — выйти на полностью импортозамещенный самолет.

(Чтобы не зависеть от санкций и зарубежных поставщиков, в МС-21 было заменено около 80 систем и агрегатов иностранного производства, в том числе двигатель).  

Как говорит авиаэксперт, в испытаниях участвуют два самолета.

— Как только на Иркутском заводе выполнит испытательный полет второй самолет, оба лайнера отправят в подмосковный Жуковский, где находится летно-испытательная база «Яковлева». Там начнутся полеты по программе сертификационных испытаний. Будут проверять все установленные на самолете системы. Это и авионика, и комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, включающий в себя вычислительные устройства, коммутаторы, навигационные системы и средства радиосвязи, и световое, электрическое оборудование, и системы кондиционирования воздуха и регулирования давления. И многое другое.

Как уточняет эксперт, полеты будут выполняться в разных режимах.

— Стоит задача сертификационно подтвердить работоспособность и надежность всех систем. В итоге самолет должен получить так называемый сертификат типа от Росавиации. Это будет означать, что с этого момента он может перевозить пассажиров. Начнутся поставки этих самолетов в авиакомпании.

— Когда это может произойти?

— Если все испытания пройдут без нареканий, то в следующем, 2026 году, первая небольшая партия этих самолетов поступит в авиакомпании. Понятно, что за год они не заменят все «боинги» в России, их у нас сотни. Но, думаю, что к середине следующего десятилетия может получиться так, что все магистральные самолеты у нас будут уже только отечественные. 

— Ранее СМИ писали, что из-за замещения композита зарубежного производства российским аналогом самолет МС-21 стал тяжелее почти на 6 тонн. Из-за чего сократилась дальность и высота его полета.

— Дело в том, что любой новый самолет, согласно нашей школе самолетостроения, с первого захода не всегда соответствует техническому заданию по каким-то параметрам. На Западе принято делать самую оптимальную, легкую конструкцию. А потом, когда начинает где-то ломаться, они начинают ее усиливать. У нас все наоборот, мы закладываем 150 % прочности, делаем все в полтора раза прочнее. А потом начинаем потихоньку облегчать конструкцию, понимая, где это можно сделать. Понятно, что процесс оптимизации самолета МС-21 еще будет происходить.

Эксперт напоминает, что тот же «Боинг», например, выпускается с 60-х годов, в его конструкции все отлажено, отработано.

— А МС-21 — это совершенно новая модель самолета. Ни у корпорации «Боинг», ни у европейской «Эйрбас» нет такого самолета в этом классе. Они все модернизируют старые конструкции.

Председатель комиссии по вопросам гражданской авиации Общественного совета при Ространснадзоре, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов также отмечает первый испытательный полет МС-21, как знаковое событие.    

— Самолет МС-21— это надежда нашей отечественной гражданской авиации, который по задумке (пока еще) будет конкурировать и с «боингами», и с «эйрбасами» как в экономическом плане, так и в безопасности полетов, — говорит Олег Михайлович. — Потому что там применяются современнейшие методы инженерии, современные приемы строительства самолетов, систем и механизмов. Там будет своя электроника, там будет все свое. И мы будем суверенными и независимыми ни от кого.

Заслуженный пилот обращает внимание на то, что самолет МС-21 совершил только испытательный полет.

— Это хороший шаг, обнадеживающий шаг. Ибо и двигатели, и системы самолета показали свою работоспособность. Но еще предстоит очень значительный цикл испытательных полетов, который займет немало времени. Это одно обстоятельно. Есть и второе. Для нас, профессионалов, летательный аппарат может называться самолетом ни тогда, когда министры десять лет обещают, что он «встанет на крыло», занимаются одной болтовней. А когда есть сертификат технической годности этого самолета, всех систем, механизмов, двигателя и так далее. Вот тогда для профессионалов этот летательный аппарат приобретает реальное значение.

Ко всему прочему, как говорит Олег Смирнов, еще необходимо организовать массовое производство, серийное производство.

— А это потребует очень большого количества авиадвигателей, большого количества комплектующих, которые на коленке не сделаешь. Которые можно производить только на специальных заводах, на специальных устройствах, с использованием специальных технологий, станков, механизмов и так далее. Посмотрим, как дальше будут развиваться события.

— Что будет, если «боинги» опять вернутся?

— Это вопрос очень правильный и актуальный. Сейчас уже слышится даже из уст некоторых министров, что пора вводить «мокрый лизинг», каботажные перевозки. А что это такое? Это означает отдать рынок иностранным компаниям, и опять наступить на те же грабли, на которые мы наступили, сориентировавшись в 90-х годах на «боинги» и «эйрбасы» по желанию нашего правительства, наших, так называемых, демократов. Которые отказались от отечественных самолетов, чтобы ублажить корпорации «Боинг» и «Эйрбас», чтобы ублажить Соединенные Штаты и Европу. Плоды этого мы сейчас с вами пожинаем.

Как говорит заслуженный пилот, в корпорации «Боинг», в связи с оживлением отношений с Соединенными Штатами, сейчас очень оживились. 

— Они просят правительство Соединенных Штатов отменить все запреты, открыть ворота для российской авиации, чтобы опять поставлять нам самолеты. Чтобы мы опять впали от них в зависимость. Если мы пойдем на этот шаг, те миллиарды, потраченные на импортозамещение, на самолет МС-21, «Суперджет-100» и так далее, пойдут «коту под хвост».

Как говорит эксперт, эти миллиарды будут выброшены. Потому что авиакомпании, конечно, выберут те самолеты, которые лучшие по конкурентности, дешевле и так далее.

— Интерес авиакомпаний понятен — это в основном частные компании, которые преследуют одну цель — заработать, положить деньги в карман. Но у нас еще есть государство, которое должно преследовать свои цели и интересы. В России 60% территории не имеет ни автомобильных, ни железных дорог, и единственный вид транспорта там — это авиация. Государство должно заботиться о суверенитете. И, если мы опять откроем ворота «боингам» и «эйрбасам», то будет нарушен наш государственный авиационный суверенитет. Мы опять попадем в этот капкан, в который попали в последнее десятилетие. А этого допустить нельзя.

— Какой видите выход?

— Выход может быть таким: можно пустить частично в Россию «Боинг», но с одним условием. Чтобы они пришли к нам вместе с технологиями. Чтобы мы могли в случае очередного каприза, а он будет обязательно, как уже показала история, когда нам отказали в запасных частях, комплектующих, технической поддержке и так далее, выпускать все это сами и поддерживать существующий парк. 

В то же время, как считает заслуженный пилот, надо развивать отечественные проекты.

— Мы должны вернуть России звание великой авиационной самолетостроительной державы. Это вопрос государственной важности — не терять суверенность ни в чем. Потому что потеря суверенности в целой отрасли — это потеря суверенности государства.

Олег Смирнов напоминает, что в 1990 году у нас в системе Министерства гражданской авиации было 14 типов летательных аппаратов. И ни одного западного.

— И мы летали вокруг земного шара, на все континенты на регулярной основе, во все областные центры, в каждый северный поселок.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии