Редакция сайта ТАСС
МОСКВА, 20 ноября. /ТАСС/. Одной из величайших балерин XX века народной артистке СССР Майе Плисецкой исполнилось бы 100 лет. В преддверии юбилея ТАСС поговорил о легенде и символе Большого театра с ее родным братом известным танцовщиком и хореографом Азарием Плисецким, ее партнером по сцене народным артистом СССР Борисом Акимовым и специальным представителем президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаилом Швыдким.
Читайте также
"Я хотел бы быть вечно с моей женой". История любви Родиона Щедрина и Майи Плисецкой

Плисецкую приняли в труппу Большого театра в 1943 году, сразу после окончания Московского хореографического училища. Как отметил Михаил Швыдкой в беседе с корреспондентом ТАСС, Плисецкая была "уникальной долгожительницей на балетной сцене", что является ярким примером ее волевых и творческих качеств. Она танцевала практически 60 лет, и почти 50 из них - на сцене Большого театра
По мнению Швыдкого, Плисецкая была уникальной балериной, которая в равной степени танцевала и большую классику, и то, что называется современным танцем. "Она прославилась в мире во время известных гастролей в Лондоне, в Нью-Йорке, где она выступала в труппе Большого театра в 1950-1960-е годы. Но одновременно она танцевала и в балетах Мориса Бежара, который развивал язык балета, работала с другими хореографами, которых можно причислить к авангарду балетного искусства XX века. Она действительно одна из великих балерин XX столетия, совершенно уникальной судьбы, дарования, которая, безусловно, заслуживает того, чтобы о ней помнили и в последующих столетиях - до тех пор, пока существует балетное искусство", - сказал он.
"Балерина от Бога"
По словам родного брата балерины известного танцовщика, хореографа и педагога Азария Плисецкого, основными чертами ее личности были твердость духа и убежденность. "Легких путей у нее не было. Майя своей убежденностью, а убежденность - это основная черта ее характера, преодолевала массу трудностей, добивалась своего. Когда Французская Республика награждала ее Орденом Почетного Легиона, кто-то подчеркнул, что награда вручается участникам движения Сопротивления, тогда Майя очень хорошо ответила: "Как раз я всю жизнь и сопротивлялась". В этом и была вся ее жизнь. Я видел, как она боролась за все: за роли, за новые спектакли, за поездки. Она этим жила, преодолевала все трудности и добивалась замечательных успехов. Несмотря на длинный список ее ролей, то, что она воплотила на сцене "Кармен", свою мечту, думаю, было для нее самым важным", - поделился Азарий Плисецкий, недавно представивший в Большом театре свою книгу под названием "Век Майи".
Плисецкая, по словам ее брата, обладала уникальной музыкальностью, чувством ритма, подачей. "Веса в ней никогда не чувствовалось. Часто говорят, что балерины тяжелые. Я всегда отвечал, что у них может быть характер тяжелый, но, если она настоящая балерина, она будет легкая. Бывали совсем худенькие девочки, которые вставали с нами на поддержки, но их невозможно было оторвать от пола. Я горжусь тем, что мне довелось в жизни танцевать с такими великими балеринами, как Алисия Алонсо (создательница Национального балета Кубы - прим. ТАСС), как Майя", - отметил Плисецкий.
Народному артисту СССР Борису Акимову посчастливилось стать партнером Плисецкой и другом ее семьи. Момент, когда легенда отечественного балета предложила ему стать Иваном в "Коньке-горбунке", он вспоминает как самый значимый в своей творческой биографии. "Шел 1968-й, мой третий год в театре, тогда я уже работал в кордебалете, танцевал сольные партии. Во время занятий ко мне подходит Майя Михайловна и говорит: "Боря, хочу тебе сказать, что мне нужен высокий Иван в балете "Конек-горбунок". А я действительно был высоким, светлым и кудрявым тогда. Я прямо ахнул: думаю, как это - танцевать с самой Плисецкой?", - рассказал артист. Однако все переживания и барьеры были сняты балериной во время первых же репетиций, которые, по словам Акимова, проходили в душевной атмосфере. "На гастролях она всегда умела создать душевную атмосферу, любила поговорить с молодыми артистами. Она была балерина от Бога. Все, что она танцевала, было особенным. Так могла танцевать только Плисецкая. Она ушла, но ее звезда будет гореть вечно на балетном небосклоне", - вспоминает артист.
Как подчеркнула заведующая квартирой балерины Бахрушинского театрального музея Оксана Карнович, Плисецкая была новатором и революционером советского балета. "Она может быть названа балериной номер один. В чем же заключается ее особенность? Это резкое сочетание ее артистических качеств. Она обладала невероятно большим шагом и легким, парящим в воздухе прыжком. У нее был корпус необыкновенной красоты, а о руках можно говорить бесконечно - они были просто одарены природой. Это сочетание ее внешней и внутренней красоты, пропорций и изящества было чем-то неожиданным для балетной сцены. Конечно, в тот период было много выдающихся балерин, но как Плисецкая чувствовала сцену, это было произведение искусства", - сказала она.
Знаковой постановкой в ее карьере можно считать "Кармен" кубинского балетмейстера Альберто Алонсо и работу с французским хореографом Роланом Пети. "Позже она работала с Морисом Бежаром и Сержем Лифарь, о чем мечтали многие другие артистки. Она стала первой балериной, которая вывела на сцену героиню Льва Толстого - Анну Каренину. В этом смысле она во всем была первой. 20-й век можно по праву назвать веком Майи Плисецкой. <...> [Юбилей] является невероятно знаковой датой не только для России, но и для всего мирового сообщества", - заключила собеседница агентства.
Коллекция наград балерины обширна. Она - народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, обладательница премий "Триумф" и "Российский Национальный Олимп", кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" 3 и 2 степеней, а также орденов многих стран. Ее имя присвоено малой планете номер 4626.
При этом жизнь Плисецкой далеко не всегда была счастливой и безоблачной. Дочь репрессированных родителей, она находилась под надзором КГБ и несколько лет вообще была "невыездной". Но и в самые трудные времена ее всегда поддерживала любовь зрителей.
Комментарии