ТАСС-ДОСЬЕ. 4 июля 2025
года главный синоптик Санкт-Петербурга Александр
Колесов
ТАСС подготовил материал о наводнениях в Петербурге и борьбе с ними.
Почему случаются наводнения в Санкт-Петергбурге
Наводнения в городе возникают в результате сложного взаимодействия метеорологических и гидрологических процессов, происходящих в Балтийском море, Финском заливе и реке Неве.
Всего с 1703 года - даты основания Петербурга - в городе произошло 309 наводнений, то есть подъемов уровня воды в дельте Невы, превышающих уровень Балтийского моря (точнее, ординара - отметки у Горного института на Васильевском острове) более чем на 1,6 м. Самые опасные наводнения случались в Петербурге в осенний период, когда из-за штормового прилива (нагонной волны) вода из Финского залива преодолевала течение Невы и затапливала расположенный в ее дельте город. Также неоднократно весной случались наводнения из-за подъема уровня Невы от таяния снега.
Катастрофические наводнения, которые причинили городу максимальный материальный ущерб и сопровождались человеческими жертвами, произошли 21 сентября 1777 года и 7 ноября 1824 года, когда вода поднялась на 3,21 и 4,21 м выше ординара соответственно. 23 сентября 1924 года в дельте Невы был зафиксирован подъем воды до 3,8 м - тогда погибли семь человек.
Наиболее подвержены наводнениям Васильевский остров и Адмиралтейский район.
Июльское наводнение 1865 года
За историю наблюдений, в июле наводнение в Петербурге произошло лишь раз - в ночь на 12 июля (30 июня по старому стилю) 1865 года. Тогда вода поднялась на 1,86 м выше ординара, в результате чего наиболее пострадала Петербургская сторона. По сообщению газеты "Петербургский листок", причиной наводнения была сильная буря, сопровождавшаяся резким похолоданием с 16 до 8 градусов тепла (по шкале Реомюра, то есть с 20 до 10 градусов Цельсия)
Вместе с тем, это наводнение имело огромное значение для русской и мировой культуры. Вскоре после него Федор Достоевский начал работу над своим романом "Преступление и наказание". Как считают комментаторы, именно летнее наводнение 1865 года было воспроизведено писателем в сцене накануне самоубийства Аркадий Свидригайлова: "А, сигнал! Вода прибывает, - подумал он, - к утру хлынет, там, где пониже место, на улицы, зальет подвалы и погреба, всплывут подвальные крысы, и среди дождя и ветра люди начнут, ругаясь, мокрые, перетаскивать свой сор в верхние этажи".
Попытки борьбы с наводнениями
Первое в истории Санкт-Петербурга наводнение произошло в ночь на 19 августа 1703 года, в год основания города, поэтому перед возведением Петропавловской крепости царь Петр I приказал землю для ее строительства на Заячьем острове поднять и укрепить. Долгое время основным методом борьбы с наводнениями было укрепление набережных. Кроме того, в царствование Екатерины II (правила в 1762-1796), когда еще не была понята природа наводнений, в качестве меры по борьбы с ними были прорыты Обводный канал и обустроено русло реки Кривуши (ныне канал Грибоедова).
После катастрофического наводнения 1824 года французский инженер Пьер-Доминик Базен, председатель Комитета строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге, выдвинул идею построить заградительную дамбу поперек Финского залива, которая бы не пускала к городу нагонную волну. Дамбу Базен предложил провести по линии Ораниенбаум - остров Котлин (Кронштадт) - Лисий Нос, сделав в ней устройства для пропуска воды и судов. В XIX веке такой масштабный проект не мог быть реализован и к нему вернулись спустя почти 150 лет. При этом рассматривались, в частности, варианты строительства дамбы у западных границ Санкт-Петербурга, но вариант с ее прохождением через остров Котлин был признан оптимальным.
Комплекс защитных сооружений
2 августа 1979 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление "О строительстве сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений". Согласно документу, 25-километровый комплекс, состоящий из дамб, а также судо- и водопропускных сооружений, планировалось сдать к 1990 году.
Проектированием комплекса защитных сооружений занимались институты "Ленгидроспецстрой", "Ленгидропроект" и "Ленморниипроект". До 2001 года фактическим руководителем строительства был доктор технических наук Юрий Севенард.
К 1981 году начались работы по возведению основных объектов комплекса. В 1984 году остров Котлин был соединен с материком по дамбе, насыпанной со стороны Лисьего Носа.
Возведение ленинградской дамбы по разным причинам приостанавливалось, а сроки сдачи объекта несколько раз откладывались.
В эксплуатацию комплекс был сдан в полном объеме 12 августа 2011 года. В торжественной церемонии принял участие Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра РФ.
После завершения строительства дамбы, по данным Счетной палаты России, ее стоимость оценивалась в 109 млрд рублей.
КЗС является одним из крупнейших гидротехнических объектов в Европе, проходит от Лисьего Носа через остров Котлин до порта Бронка. Общая протяженность комплекса - 25,4 км, в том числе по акватории - 22,2 км. Он состоит из 11 каменно-земляных защитных дамб шириной в основании до 80 м, шести водопропускных и двух судопропускных сооружений.
По КЗС, в том числе по тоннелю (глубина - 24,3 м) под большим судопропускным сооружением, проходит шестиполосная автомагистраль, западный сегмент петербургской Кольцевой автомобильной дороги. Ее пропускная способность - более 30 тыс. автомобилей в день.
В случае угрозы наводнения судопропускные сооружения закрываются. Их затворы и дамбы рассчитаны на гарантированное предотвращение наводнений с подъемом уровня воды до отметки 4,55 м выше ординара.
Остановленные наводнения
Впервые КЗС был задействован во время подъема уровня воды в Финском заливе 27 ноября 2011 года. Всего с 2011 года комплекс использовался для защиты от наводнений 38 раз, из них в 2024 году - два раза. В 2025 году КЗС впервые был задействован для предотвращения наводнения 3-4 июля.
При этом 27 декабря 2011 года, несмотря на закрытие створок, в Санкт-Петербурге все-таки случилось незначительное наводнение (309-е по счету, вода поднялась на уровень 1,7 м выше ординара).
Всего за первые 10 лет работы дамба предотвратила ущерб, сумма которого только в первые 10 лет работы могла достичь 123 млрд рублей. Таким образом, КЗС окупил свое строительство.
Комментарии