Больше велодорожек: в России ищут способы контроля за «мелким» транспортом

Общество

55 Просмотры 0

Эксперты назвали новые меры контроля за самокатами и велосипедами

Кажется, вводить новую категорию водительских «прав» — М1 для легких мопедов и СИМ мощностью до 0,25 кВт — будет не так просто: многие общественники выступают против этой инициативы. Зато в городах будут появляться «зоны без электросамокатов», где запрещена парковка этих устройств на улицах. А ненависть пешеходов начинают постепенно переносить с самокатчиков на велокурьеров, пользующихся электровелосипедами. Каковы дальнейшие перспективы регуляции СИМ, выяснял «МК».

Эксперты назвали новые меры контроля за самокатами и велосипедами
Злым героем тротуаров вместо самокатчика становится велокурьер.

тестовый баннер под заглавное изображение

Экспертное сообщество продолжает «переваривать» готовящийся к принятию законопроект, приравнивающий СИМ к механическим транспортным средствам. Правда, пока неизвестно, пройдут ли предложенные Минтрансом поправки, подразумевающие введение новой категории водительских прав М1 — для самых легких СИМ и мопедов мощностью до 250 Вт. Идея основного проекта простая: всё, на чем есть хоть какой-то тяговый моторчик, позволяющий ехать не за счет своих мускульных усилий, это механическое транспортное средство, а значит, и соответствующие ограничения в ПДД, и наказания в КоАП.

Однако сделать обязательными права для всех электросамокатчиков совсем непросто, подчеркнула на «круглом столе» в Национальной службе новостей директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. Более того, эксперт уверена, что не нужно внедрять права для маленьких СИМ, а чтобы решить проблему опасного соседства их с пешеходами, стоит использовать другие методы.

— Если введем права, операторы потеряют часть своих клиентов, — напрямую говорит замглавы Национального автомобильного союза Ян Хайцэер

— Исторически водительских удостоверений на такой легкий транспорт, кажется, никогда не было; а существовавшие кое-где номерные знаки на велосипед — были они и в СССР — были скорее добровольной историей. Например, в Прибалтике они были даже модны, поскольку, как считалось, помогают от краж велосипедов. То же, что сейчас выдает в гипертрофированной форме Минтранс, помешает развитию отрасли, фарш назад провернуть нельзя.

Регуляторные методы в отношении СИМ и вообще нового высокотехнологичного транспорта показали свое несовершенство, подчеркнула Ксения Эрдман. Это значит, что справляться с ситуацией (прежде всего, на тротуарах) придется другими методами. В первую очередь — формировать среду для микромобильности и контролировать соблюдение самокатчиками ПДД.

— Только что начался сезон кикшеринга, и я постоянно вижу нарушения правил пользования СИМ, — говорит Хайцэер. — Регулярно катаются на самокатах по двое, хотя это запрещено и ПДД, и всеми операторами.

Оба эксперта согласились с тем, что оптимальный выход — создание качественной сети велодорожек, по которым (также соблюдая ПДД, конечно) и должны будут двигаться обладатели самокатов, моноколес, велосипедов и других средств индивидуальной мобильности. «Поставьте все СИМ на велодорожке, — подчеркнул Ян Хайцэер. — Если будет выделено место, это будет безопасно».

Однако в некоторых городах, где проблема СИМ встала острее всего, уже сейчас приходится искать экстренные решения — так, в Санкт-Петербурге в пяти центральных районах попросту запрещена парковка электросамокатов (а значит, и нет кикшеринга). «Это специфичный город с точки зрения застройки центра, — говорит Ксения Эрдман. — В сезон мы понимаем, что даже людям непросто разойтись на тротуарах, не говоря о самокатах. Операторы вместе с городскими властями поняли, что пока мы не создадим понятную инфраструктуру в этих районах или хотя бы транзитные маршруты, нельзя говорить о движении в центре». Еще легче будет исправить ситуацию в Перми, где в центре нет такой тесноты и потока пешеходов, там проблему можно решить выделением временных велополос, уверена эксперт.

Итак, допустим, что в обозримом будущем велоинфраструктура позволит решить вопрос с электросамокатчиками (хотя, если наши велодорожки станут столь же оживленными, каковы они в Европе, начнутся ДТП уже между самими самокатчиками, а также с участием велосипедистов). Но на кого в таком случае будет направлено острие общественного гнева, которое сейчас, без сомнения, нацелено именно на самокатчиков? Тут у экспертов уже сейчас есть ответ: на велокурьеров, использующих тяжелые электровелосипеды (по ПДД — уже мопеды). «Эти ястребы тротуаров несутся с дикой скоростью! Получаются просто страшные картины», — говорит Ян Хайцэер. Недавние рейды ГИБДД, нацеленные именно на курьеров, показали, что нарушений (в основном это отсутствие прав) здесь можно выявить много — притом при бурном общественном одобрении.

К тому же вступаться за курьеров фактически некому: в отличие от операторов кикшеринга службы доставки безразличны к тому, как доставляется клиентам еда и другие покупки. Поэтому, похоже, грозящий нам новый рост СИМ-травматизма (а эксперты предсказывают его уже в ближайшие 3–4 месяца, ведь число двухколесных в городе растет) сулит новые ужесточения — прежде всего для доставщиков. А вот яркие арендные самокаты, на которых так весело рассекать по вечернему городу, в этом сезоне, кажется, выживут.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29491 от 27 марта 2025

Заголовок в газете: Мир самокатам, война велокурьерам

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии