МОСКВА, 21 мая. /ТАСС/. Всероссийский опрос преподавателей вузов о наставничестве в высшем образовании показал, что 55% из них не вовлечены в наставнические сообщества, о наличии таких программ знают 24% сотрудников. Об этом говорится в совместном исследовании платформы "Неравнодушный человек" и Центра знаний "Машук", имеющемся в распоряжении ТАСС.
"Половина преподавателей не вовлечена в наставнические сообщества (55%), а 73% не смогли ответить, существует ли в их вузе специализированный центр наставничества. О наличии собственных вузовских программ наставничества знают лишь 24% сотрудников, еще 26% "что-то слышали". Половина преподавателей оценивает эффективность существующих практик как среднюю, и лишь 4% считают ее низкой. Лучшей формой признано наставничество "преподаватель - студент" (59%)", - говорится в результатах опроса.
Преподаватели вузов воспринимают наставничество прежде всего как передачу профессионального опыта (45%) и поддержку в старте карьеры студентов (37%)
Главным наставником для студентов, по мнению университетского сообщества, является преподаватель (80%). Также отмечаются старшекурсники (53%), сотрудники вуза (43%) и аспиранты (38%). Интересно, что выпускники и работодатели в этой роли воспринимаются реже (28% и 35% соответственно). Наибольшую потребность в наставничестве преподаватели видят для: молодых преподавателей (69%), студентов, занимающихся проектной и научной деятельностью (60%), первокурсников (57%). Также востребована помощь у студентов с ограниченными возможностями, испытывающих трудности, иностранцев и тех, кто стремится к профессиональному развитию.
Для себя сотрудники вузов в качестве наставников видят руководство университета: ректора, проректора, декана, директора института (55%), административный состав (45%) и преподавателей (44%). Реже наставниками считают представителей работодателя или наставников из организаций-партнеров (34%).
"Центр знаний "Машук" по поручению президента России с сентября 2024 года стал федеральным методическим центром по развитию института наставничества. Мы уделяем этому направлению особое внимание, формируя базу лучших практик для их дальнейшего анализа и распространения. В текущем году в центре прошло уже 40 авторских и партнерских программ по наставничеству. В них приняли участие более 4,5 тыс. человек, получив возможность познакомиться с нашим опытом работы в этой сфере и методическими разработками", - заявил генеральный директор Центра знаний "Машук", заместитель генерального директора Российского общества "Знание" Антон Сериков, чьи слова приводятся в сообщении.
Практики наставничества
О концепции развития наставничества, разработанной Российской академией образования, знают только 19% преподавателей, еще 44% - не слышали совсем. Федеральные программы тоже пока остаются на периферии внимания: большинство опрошенных не знают о них. Исключение - конкурс "Наставничество" от платформы "Россия - страна возможностей" (54% знают, 5% участвовали).
Самый распространенный формат наставничества на сегодняшний день - "преподаватель - студент" (64%). За ним следуют "студент - студент" (38%) и "работодатель - студент" (24%). Кураторство первокурсников - самая распространенная практика (72%), на втором месте - наставничество в проектной деятельности (45%).
Более половины опрошенных готовы стать наставниками (66%). Даже среди тех, кто еще не вовлечен в программы, две трети преподавателей готовы включиться в наставничество. 21% - безусловно, еще 45% - при поддержке администрации. Мотивирует их к этому дополнительная оплата труда (60%), поддержка вуза (43%), снижение основной нагрузки (40%).
Каждый пятый преподаватель (21%) уже участвует в программах наставничества. Из них каждый третий тратит более десяти часов в месяц на работу с подопечными. Большинство опрошенных уверены: наставникам нужны специальные знания (84%). Самые важные компетенции - коммуникативные навыки (62%), профессиональная экспертность (57%) и педагогические навыки (48%).
Методология
Исследование было проведено путем самозаполнения анкет респондентами на специализированной платформе "Неравнодушный человек". Использована двухступенчатая выборка. На первой ступени выборка сплошная: приглашение участвовать в опросе рассылалось всем представителям целевой группы, зарегистрированным на платформе. На второй ступени приняли участие все желающие представители целевой группы. Дата проведения опроса: 18-28 апреля 2025 года. Целевая аудитория - сотрудники российских вузов, объем выборки 3,2 тыс. человек из 190 российских вузов и филиалов. Охват исследования: 8 федеральных округов и новые регионы.
Комментарии