Зачем время терять: с чего начинаются переговоры России и Украины в Стамбуле

ИноСМИ

22 Просмотры 0

Когда после масштабного празднования 80-летия Великой Победы, сопровождавшегося настоящим марафоном встреч и переговоров на высшем уровне, президент РФ Владимир Путин в ночи вышел к журналистам и сообщил, что Россия предлагает Украине без предварительных условий возобновить переговоры в Стамбуле, это мгновенно стало главной новостью всех, без преувеличения, мировых СМИ. Выстраивая версии, высказывая предположения, выдвигая требования, многие политики и эксперты не обратили тогда внимания на слово "возобновить", а зря: именно оно оказалось ключевым.  

Лишь после того, как российская делегация отправилась в Стамбул почти в том же составе, что и на переговорах 2022 года, окончательно стало понятно: Россия, как и прежде, будет играть по своему собственному либретто и вести дело к нужному ей финалу — устранению самих причин, по которым конфликт вокруг Украины стал возможен.

Следите за словами

Собственно говоря, цели, которые ставит перед собой Россия на этих переговорах, давно определены и хорошо известны. Путин, предлагая возобновить переговоры, эти цели лишь в очередной раз подтвердил. А возглавляющий российскую делегацию помощник президента РФ Владимир Мединский по прибытии в Стамбул сделал дополнительные разъяснения для иностранных журналистов и через них — для всех тех, кто еще не понял: "Задача прямых переговоров с украинской стороной — рано или поздно выйти на установление долгосрочного мира, устранив базовые первопричины конфликта".

А поскольку эти задачи, как пояснил Мединский, были поставлены непосредственно президентом на совещании с участием ключевых министров, членов Совбеза и командующих всеми группировками российских войск, участвующих в СВО, то к формулировкам следует проявить особое внимание, не упуская из виду ни одного слова.

Без посредников и советчиков

Первое, что стоит особенно отметить, — это упоминание "прямых переговоров". Не секрет, что переговоры 2022 года, проходившие сперва на границе Украины и Белоруссии, а затем переместившиеся в Стамбул, были сорваны по прямому указанию коллективного Запада, стоявшего за спиной киевского режима. Персонально руку к этому приложил тогдашний британский премьер Борис Джонсон, спешно прибывший в украинскую столицу и предложивший: "Давайте просто воевать"

Да и другие представители западных стран неоднократно говорили о "невозможности" решить конфликт дипломатическим путем. Кончилось все тем, что лидеры G7 по итогам встречи с тогда еще легитимным украинским президентом Владимиром Зеленским приняли в мае 2022 года заявление, в котором назвали своей конечной целью "не допустить победы" России, и тем самым определили курс на затягивание и эскалацию конфликта.

Разумеется, Москва это обстоятельство учла, как не забыла она и об откровенном двуличии, проявленном Францией и Германией в ходе реализации — а точнее говоря, нереализации — минских соглашений. Поэтому сейчас, когда Париж, Берлин, Брюссель и примкнувший к ним Лондон с пеной у рта требуют дать европейцам место за столом переговоров, Москва эти требования подчеркнуто игнорирует. Плавали — знаем. Переговоры должны быть прямыми. Точка.

Время есть, и оно лечит

"Рано или поздно" — эта формулировка означает, что Россия не намерена форсировать переговоры, чтобы угодить тому же Западу или порадовать своих зарубежных партнеров, которые реально переживают по поводу затянувшегося конфликта и неоднократно предлагали свои посреднические услуги. За поддержку РФ, конечно, благодарна, но все же качество будущих соглашений важнее, чем быстрота их заключения. Тем более что время на российской стороне, как, впрочем, и ситуация на линии боевого соприкосновения.

Кстати, если уж речь зашла о времени, я, будучи и профессиональным вьетнамистом, не могу не вспомнить о переговорах, которые на протяжении четырех с половиной лет проходили между ДРВ и США на фоне непрекращающихся боевых действий. Как известно, после подписания соглашения и ухода США из Вьетнама две страны еще пару десятилетий оставались непримиримыми врагами. Но время лечит, и сегодня Вьетнам — один из крупнейших торговых партнеров США, что, впрочем, не мешает ему поддерживать добрые отношения с Россией, Китаем, Индией, европейскими и латиноамериканскими странами. Чем не пример для будущих российско-украинских отношений?

Мир, а не перемирие

Сразу после того, как Путин предложил возобновить переговоры в Стамбуле без предварительных условий, ряд европейских лидеров, а следом за ними и Зеленский хором тут же выдвинули условие: сначала Россия должна согласиться на 30-дневное перемирие, иначе ее ждут новые "адские санкции". РФ это требование равнодушно проигнорировала, тогда Евросоюз, поднатужившись, разработал 17-й санкционный пакет, который, впрочем, не произвел на Москву ровно никакого впечатления, да и в самой Европе многие сочли его вялым и неэффективным.

Означает ли это, что Россия против перемирия? Вовсе нет, и Мединский в Стамбуле на это ясно указал: "Делегация настроена конструктивно на поиск возможных развязок и точек соприкосновения". Перемирие возможно, но прекращение огня — это лишь инструмент для достижения ключевой цели, которая обозначена как "установление долгосрочного мира". Такой инструмент должен быть удобным, полезным и эффективным для обеих сторон, а раз так, то не может быть и речи о выполнении европейских требований, ведь Европа открыто признает, что намерена использовать передышку для передачи Киеву дополнительных вооружений и, возможно, отправки на Украину своих воинских контингентов в качестве неких "сил сдерживания".

В четыре руки

Еще не начавшись, переговоры породили множество спекуляций. Значительная их часть связана с тем, какую позицию занимает в отношении перспектив урегулирования американский президент. Дело в том, что три года назад, при Джо Байдене, Запад в украинском конфликте выступал единым фронтом. В отличие от предшественника, Дональд Трамп следует собственным курсом: он хочет "поладить миром", "заключить сделку", при этом интересы и мнения европейских партнеров (как, впрочем, и Киева) его нисколько не волнуют, зато в России он готов видеть равного собеседника, с которым следует считаться. Отсюда и идут суетливые движения и противоречивые заявления Эмманюэля Макрона, Фридриха Мерца, Кира Стармера, Владимира Зеленского и прочих, которые, даже будучи не согласны с Трампом, все равно вынуждены к нему подстраиваться.

Впрочем, чего еще ждать от просроченного украинского президента, по определению Сергея Лаврова "жалкого человека", который только и способен, что выпрашивать у Запада подачки да колотить причинным местом по клавишам рояля. Немногим лучше выглядят "французы, немцы, британцы", которые — опять процитирую главу МИД России — "просто врут, откровенно врут".

На их фоне президенты США и РФ выглядят слаженным дуэтом, который в четыре руки четко ведет свою партию. Когда Трампу задали вопрос с подвохом — мол, "разочарован" ли он уровнем российской делегации в Стамбуле, американский лидер просто отмахнулся: "ни в чем не разочарован", "даже не узнавал", что там за делегация. И заметил: в урегулировании конфликта вокруг Украины "ничего не произойдет, пока мы не встретимся с Путиным". Тем самым Трамп выразил уважение российскому лидеру и поставил на место Зеленского, который так быстро рванул в Турцию в надежде оказаться за одним столом с президентами России и США, что даже забыл о своем собственном запрете на проведение переговоров с российским руководством.

Назад в будущее

Мнение своего шефа поддержал американский госсекретарь Марко Рубио: "По моей оценке, я не думаю, что у нас будет прорыв [в урегулировании], пока президент [Трамп] и президент Путин не пообщаются напрямую на эту тему". Возможно, он и прав, но любой прорыв надо готовить, чем, собственно, и займутся делегации в Стамбуле.

Ожидается, что переговоры, вначале планировавшиеся на 15 мая, стартуют сегодня, 16-го, — Зеленский только поздно вечером в четверг определил состав украинской делегации. Ее возглавит министр обороны Рустем Умеров, в состав делегации войдут первый замминистра иностранных дел Сергей Кислица, высокопоставленные представители Генштаба, СБУ, Службы внешней разведки и ГУР. К слову, включение в состав делегации руководителей спецслужб — это сознательный вызов со стороны Зеленского, ведь именно СБУ и ГУР несут ответственность за террористические акты, совершенные на территории России. Впрочем, иного подхода трудно ожидать от главаря режима, который и построен на государственном терроризме, причем не только внешнем, но и внутреннем.

Ожидается, что переговоры будут проходить в разных форматах, в том числе с участием Турции и Соединенных Штатов, которые, как предполагается, будут представлены спецпосланником президента Стивеном Уиткоффом и госсекретарем Рубио.

На этом фоне российская делегация во главе с помощником президента РФ, включающая высокопоставленных представителей МИД, Минобороны и Генштаба, выглядит вполне представительной. Она обладает всеми необходимыми полномочиями и, главное, имеет цели и задачи, четко определенные президентом. А еще у нее имеются наработки с прежнего переговорного процесса.

Поэтому я лично ничуть не удивлюсь, если посланцы Москвы начнут переговоры с того, что скажут собеседникам: "Вот у нас тут есть проект документа, который уже был согласован, так давайте прямо с него и начнем, чтоб зря время не терять. Естественно, с учетом произошедших "на земле" изменений". В самом деле, почему бы и нет? 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии