МОСКВА, 11 апреля. /ТАСС/. Еврейский музей и центр толерантности в Москве представляет выставку "Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие", передает корреспондент ТАСС. Экспозицию можно посетить с 11 апреля по 3 августа 2025 года.
Выставка охватывает 10 залов, в которых будет представлено более 200 экспонатов. Среди них произведения Матисса, Кандинского, Малевича, Бакста, Бенуа, Экстера, а также эскизы Ларионова, Гончаровой, Рериха и Делоне. Зрителей ожидают графические и живописные работы, фотографии, скульптуры, эскизы декораций и костюмов, а также танцевальный перфоманс
Экспозиция исследует связь между изобразительным искусством и танцем и состоит из нескольких глав, каждая из которых рассказывает свою историю. Первый зал посвящен Айседоре Дункан, провозгласившей свободу движения на сцене. Ее новаторство перекликалось с интересом художников к природе и естественной жизни, что отражается в работах Валентина Серова и Льва Бакста, а также в анималистических сюжетах Франца Марка и Михаила Матюшина.
В разделе о хореографических экспериментах 1920-1930-х годов рассматриваются Хореологическая лаборатория (Хорлаб) и мастерская Николая Форрегера, а также балеты Касьяна Голейзовского и другие танцевальные объединения, изменившие культурные течения того времени. Как отмечают в музее, танец в этот период окончательно отходит от традиций и становится частью художественного процесса. Художники Василий Кандинский и Казимир Малевич выступают за авангардные танцевальные постановки, стремясь создать универсальный язык через движение. Зрители увидят реконструкцию "Супрематического балета" Нины Коган, визуализирующего супрематические формы.
Еще одна тема выставки переносит зрителей в период после Второй мировой войны. В Японии появляется танец "Буто", отличающийся гротескным образом танцора и трансформацией пропорций, это перекликалось с работами экспрессионистов. Центральной темой выставки стал ритм как формирующий движение элемент напряжения пространства. В этой главе представлены постановки "Болеро" Мориса Бежара и "Танец ведьмы" Мэри Вигман, оказавшие влияние на хореографов второй половины XX века.
Переосмысление времени в танце и искусстве демонстрируют работы Ивана Клюна, Александры Экстер и Казимира Малевича, а также современные хореографы Матс Эк и Орхан Нахарин. Кроме того, зрители увидят костюмы для балетов от таких художников, как Александр Бенуа, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова.
Среди музеев, принявших участие в выставочном проекте, - Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Театральный музей имени Бахрушина, Музей Маяковского, Государственный музей изобразительных искусств Татарстана, Саратовский художественный музей имени Радищева и другие.
Комментарии