Неживительная сила
По подсчетам НИУ ВШЭ, доля нелегального оборота на рынке
спортивного питания достигает сегодня 23%. Основная часть продукции
реализуется через интернет, при этом, как показала недавняя
проверка Роскачества, лишь 10% таких товаров на маркетплейсах имеет
необходимые документы. Ситуация
По его словам, ситуация с БАДами показала, что четверть рынка в тени — это не статистика, а реальная угроза: "Покупатель мог вместо витаминов получить подделку с неизвестным составом. В спорте такие риски еще выше: один неверный ингредиент — и репутация спортсмена под угрозой". Как сообщил ТАСС исполнительный директор Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Борис Ярышевский, "из общего числа нарушений антидопинговых правил в легкой атлетике (в среднем порядка 10–12 случаев за год) основная часть (60–70%) связана с положительными пробами. Из них где-то половина — это истории, связанные со спортивным питанием".
Однако проблема актуальна не только для спортсменов, поскольку спортпит принимают и обычные россияне, ведущие активный образ жизни и заботящиеся о своем здоровье
Дефицита не будет
Как рассказали ТАСС в пресс-службе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы "Честный знак"), за две с половиной недели с начала регистрации, по данным Реестра разрешительной документации, на территории РФ было зафиксировано 126 производителей спортивного питания. Точное количество игроков, присутствовавших на рынке до 1 сентября, неизвестно, однако, как говорит Александр Жестков, речь идет о нескольких сотнях компаний.
"Значительная часть из них не имела собственной производственной базы, занималась фасовкой или ввозила продукцию без должной прозрачности. Именно такие игроки могут не подтвердить свой статус в системе маркировки. Поэтому итоговое число зарегистрированных производителей будет, вероятно, какое-то время меньшим, чем до запуска реестра, но именно это и является целью реформы — вывести рынок в "белое поле", — отмечает он.
Источник ТАСС в одной из компаний-производителей подтвердил наличие значительного числа нелегальных игроков на рынке. "После введения маркировки они его покинут. В результате ассортимент может временно сократиться, но затем качественно улучшится", — убежден он.
Немного увеличатся и издержки легальных игроков. "Нужно будет покупать коды для каждой единицы товара и, возможно, обновить оборудование (принтеры, сканеры). Однако, скорее всего, на цене продукции это не отразится или подорожание будет незначительным. Небольшая стоимость кода распределится по всей цепочке, а рост легального рынка и уход контрафакта позволят компенсировать издержки", — полагает представитель отрасли. Борис Ярышевский, в свою очередь, уверен в том, что компании оперативно перестроят свои производственные процессы и логистические цепочки и дефицита не случится.
Обеление на миллиард
Роспотребнадзор
Планируется, что внедрение маркировки будет проходить в несколько этапов. С 1 октября она станет обязательной для всей новой продукции, выпускаемой в оборот (импортируемой и произведенной в стране). С 1 марта следующего года все участники рынка обязаны будут отражать в системе маркировки сведения о выбытии или реализации спортивного питания. До 1 сентября 2026 года будет разрешена продажа остатков продукции, выпущенной или ввезенной до 1 октября 2025 года, без маркировки.
"Ни одна система не может на 100% исключить все нарушения: но маркировка — это один из наиболее действенных инструментов, — полагает Александр Жестков. — Основная масса нарушений сегодня аккумулируется в зоне онлайн-торговли, но и для этого сегмента уже готов механизм внесудебной блокировки доступа к такой информации в интернете. Маркировка и блокировка в совокупности дадут обширный и наглядный положительный эффект".
Ожидается, что этот эффект позитивно отразится и на государственном бюджете. По оценке НИУ ВШЭ, обеление рынка спортпита может принести более 1 млрд рублей фискальных поступлений.
Евлалия Самедова
Комментарии