Хотя термин "прописка" давно вышел из официального обихода (с 1995 года), в повседневной речи он по-прежнему используется. На деле речь идет о регистрации: в отличие от прописки, которая предполагала разрешение от государства, теперь она носит лишь информативный характер, хотя и является обязательной. Проще стало и с процессом оформления: самый быстрый и легкий способ уведомить государство о своем месте жительства — прописка через "Госуслуги". Разберемся, как гражданину РФ выполнить требование закона и зарегистрироваться.
Зачем нам регистрация
Государство следит за перемещениями граждан, чтобы обеспечить реализацию их прав, а также контроль за выполнением обязанностей. Зарегистрированный гражданин может участвовать в выборах, получать пенсию или другие социальные выплаты, а государство может контролировать должников по алиментам и отслеживать призывников.
Прописка требуется для получения множества государственных услуг и прав: оформления статуса многодетной семьи, соцпособий, учета в центре занятости, получения лицензии на оружие, кредита и т.д. Ее отсутствие расценивается как административное правонарушение, а фиктивная регистрация даже уголовно наказуема. Поэтому зарегистрированы даже представители народов, ведущих кочевой образ жизни.
Информация о месте жительства или пребывания вносится в базу данных МВД вместе с другой, такой как номера удостоверений личности и СНИЛС, визы и автомобили
Когда нужно и не нужно регистрироваться
Оформить прописку в соответствии с законом необходимо в течение семи дней с момента переезда. При непродолжительной отлучке в другой регион временно зарегистрироваться необходимо в течение 90 дней. Постоянная регистрация в таком случае сохраняется, а временную снимают, когда человек уезжает. В санаториях, больницах, исправительных учреждениях временная регистрация оформляется автоматически.
Если человек не покидает свой регион, регистрироваться временно ему не нужно, даже если речь идет об огромных субъектах, таких как Якутия или Тюменская область. Как единые субъекты рассматриваются Москва и область, Петербург и Ленобласть, Крым и Севастополь.
Навещать родственников в другом регионе тоже можно не регистрируясь — административной ответственности не последует. Главное — подтвердить родство официальными документами: свидетельствами, справками о смене фамилии, решением суда о родственных связях.
Как прописаться через "Госуслуги"
Самый простой способ сменить прописку — через "Госуслуги": сервис позволяет подать заявку для себя, супруга(и), детей до 18 лет и недееспособных лиц. Главное условие — подтвержденный аккаунт на портале.
Список документов минимален:
- заявление;
- удостоверение личности;
- подтверждение права на проживание в жилье (свидетельство о собственности, договор соцнайма);
- чтобы зарегистрировать недееспособного гражданина, потребуется еще и судебное решение о признании его таковым и акт об опеке.
Если заявитель не собственник жилья или его части, необходимо получить согласие всех владельцев недвижимости. Они могут дать его в своих личных кабинетах на "Госуслугах" (если у них тоже есть подтвержденный аккаунт) или в отделении МВД, где им оформят нотариальное согласие.
Процесс подачи заявки прост. Заявление оформляется онлайн, затем в течение трех рабочих дней за штампом в паспорте нужно подойти в отделение МВД. С собой нужно взять оригиналы документов, в том числе подтверждающие право на недвижимость. Дети с 14 лет должны вместе с родителем приходить в МВД.
Особенности прописки через "Госуслуги" для несовершеннолетних
Детей до 14 лет регистрируют только по тому же адресу, что и родителя. Согласие собственников жилья на это не потребуется — даже если это съемная квартира. Более того, их даже не обязаны уведомлять.
Оба родителя должны предоставить удостоверения личности, если же семья неполная, понадобится подтверждение единоличной опеки. Для ребенка нужно свидетельство о рождении на русском языке (для переводов обязательно нотариальное заверение) или данные актовых записей. Прежнее свидетельство о регистрации требуется в случае смены постоянной регистрации, если, к примеру, семья переехала.
Готовое свидетельство ребенка до 14 лет поступает в личный кабинет родителя или опекуна. Оформление прописки через "Госуслуги" позволяет зарегистрировать новорожденного, еще когда он в роддоме, и никуда лично ходить не нужно. Документ подписан электронной подписью сотрудника МВД и имеет такую же юридическую силу, как бумажный. При необходимости можно получить его бумажную копию в МФЦ. Распечатанная самостоятельно не имеет юридической силы.
С 14 лет подростка можно зарегистрировать отдельно от родителей, если хотя бы один из них согласен, а владельцы жилья не возражают.
Временная регистрация через "Госуслуги"
Процедура оформления временной регистрации через "Госуслуги" аналогична постоянной. Требуется все то же: подтвержденный аккаунт у всех членов семьи старше 14 лет, те же документы с единственным дополнением — свидетельством о постоянной регистрации.
Подавая заявление на "Госуслугах", можно выбрать электронный или бумажный документ. Первый в личный кабинет придет в течение шести дней. Для второго пригласят в отделение МВД, где проверят оригиналы документов и выдадут свидетельство.
Если у владельца жилья, где предполагается временно зарегистрироваться, нет подтвержденного аккаунта на "Госуслугах", электронный документ не оформят. Тогда за бумажным придется идти в отделение МВД, где собственнику предстоит оформить нотариальное согласие.
Когда собственник против
Если арендодатель сдает жилье меньше чем на 90 дней, он не обязан оформлять временную регистрацию арендаторам. Но с 91-го дня ее отсутствие влечет штраф и для жильца, и для собственника. Для граждан — от 2 до 5 тыс. рублей, для должностных лиц — 25–50 тыс., для организаций — до 750 тыс. рублей.
О периоде, на который оформляется временная регистрация, стороны договариваются между собой: закон его никак не ограничивает. Обычно он совпадает со сроком аренды, но может быть и короче. Если арендатор отказывается выписаться, вопрос решается в суде.
Оформляя временную регистрацию, собственник жилья ничем не рискует, поскольку такая регистрация не влияет на имущественные права, а лишь уведомляет государство о месте пребывания.
Если же собственник отказывается оформлять арендатору временную регистрацию на короткий срок — меньше 90 дней, — ничего не поделать, придется искать новое жилье.
Нужно ли сниматься с регистрации по прежнему адресу
При постоянной прописке на новом месте прежняя аннулируется автоматически. Это предусмотрено при оформлении заявления через "Госуслуги". Но когда человек выписывается без указания нового адреса (к примеру, он ожидает сдачи новостройки, но вопрос затягивается), ему необходимо подать отдельное заявление. Если через семь дней новая постоянная регистрация все еще невозможна, во избежание штрафа лучше оформить хотя бы временную.
Временная регистрация действует до окончания срока, потом человека автоматически снимают с учета. Но если человек уезжает из квартиры раньше, нужно подать заявление на снятие.
Причины отказа в регистрации
Основные причины отказа во временной регистрации — ошибки в документах, их неполный пакет или отсутствие согласия владельцев недвижимости. Временную регистрацию можно оформить даже в офисе по месту работы. Апартаменты тоже считаются нежилым помещением, и здесь возможна только временная регистрация, в постоянной откажут.
Постоянную регистрацию можно оформить на даче, если дом там подходит для того, чтобы жить в нем круглый год, и имеет статус "индивидуальный жилой дом". Но если любой дом признан подлежащим сносу, в регистрации откажут, какой бы они ни была. На дома, включенные в программу реновации, это не распространяется, в них прописка возможна.
О причине отказа можно узнать в личном кабинете на "Госуслугах" или по телефону. Отказ можно оспорить.
Сегодня сменить прописку стало проще благодаря цифровым сервисам, но ответственность за отсутствие регистрации осталась. Чтобы избежать штрафов и проблем с документами, важно следовать установленным правилам — даже если вы переезжаете на время.
Комментарии