Балтийский регион может стать зоной военно-политической напряженности между Россией и странами Запада, о чем говорят попытки флотов Эстонии и Финляндии задерживать идущие в российские порты корабли. Об этом в беседе с «Лентой.ру» заявил политолог, младший научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО Никита Липунов.
«В обозримой перспективе в Скандинавско-Балтийском регионе может возрасти военно-политическая напряженность. Это связано с тем, что страны региона все больше воспринимают Россию как угрозу своей национальной безопасности», — отметил эксперт.
14 мая эстонские корабли при
поддержке авиации НАТО
Инциденту предшествовало принятие парламентом Эстонии в апреле этого года законопроекта о праве топить «опасные и подозрительные суда».
Также в декабре прошлого года
полиция Финляндии
Почему страны Запада пытаются задерживать российские корабли, какие угрозы НАТО создает России на Балтике и чем на это ответит Москва — в материале «Ленты.ру».

Фото: Janis Laizans / Reuters
Чего НАТО хочет добиться на Балтике?
Как отмечает Липунов, существует несколько причин, почему страны Балтии пытаются захватывать суда России.
Во-первых, эксперт указал на антироссийский характер внешней политики Финляндии и стран Балтии, которые воспринимают Россию как угрозу своей безопасности и в любых инцидентах ищут «российский след». Кроме того, они зачастую демонстративно провоцируют Россию, чувствуя поддержку Североатлантического альянса.
Для их внешней политики характерна «союзническая гиперактивность». Будучи малыми по своему военно-политическому потенциалу, эти государства проводят откровенно антироссийскую политику. Их руководство, чувствуя защиту со стороны Соединенных Штатов и Британии, придерживается агрессивной и провокационной риторики, чтобы создать образ «сильных союзников»
Во-вторых, чтобы создать негативный образ России в регионе, обвиняя задерживаемые корабли в саботаже якобы по указанию из Кремля
В-третьих, политолог обратил внимание на ситуацию вокруг российского «теневого флота». По его словам, пресечение его деятельности «является одной из основных причин, почему страны региона стремятся ограничить присутствие России на Балтике, что также отражено в 17-м пакете антироссийских санкций».
26 декабря 2024 года президент
Финляндии Александр Стубб прямо
Термин, используемый для танкеров, которые фактически контролируются попавшей под санкции страной и помогают ей поставлять нефтепродукты и энергоресурсы в обход введенных экономических ограничений.
Впервые термин появился в 2019 году для описания сложных схем, которые проворачивали Венесуэла и Иран для поставок по морю нефти в обход санкционного давления со стороны США. Предполагается, что «теневой флот» пользуется различными тактиками, чтобы запутать следящих за исполнением санкций. Это может включать в себя использование «удобных флагов», смену названия корабля, быструю передачу груза с одного судна на другой.
По мнению стран Запада, Россия сформировала собственный «теневой флот», который успешно обходит вводимые ограничения. Предполагается, что его применение позволило обойти введенный «потолок на нефтяные цены» и во многом обесценило введенные антироссийские санкции.
Отмечается, что Балтийское море

Фото: Estonian Navy Handout / Reuters
Британия хочет создать систему военно-морской изоляции России
21 марта газета Financial Times
(FT) со ссылкой на источники
Липунов подчеркнул, что Британия в последние годы стремится играть роль лидера на «северо-восточном фланге НАТО», пытаясь обеспечить превосходство на море.
На фоне разногласий между администрацией Трампа и европейскими союзниками Соединенное Королевство стремится перехватить инициативу и стать лидером на этом направлении. Логика морской державы и инерция имперского внешнеполитического мышления включает в себя проекцию силы на Балтику и Черное море
В частности, политолог указал, что у Великобритании есть форматы оборонного сотрудничества на Балтике. Он напомнил об Объединенном экспедиционном корпусе (Joint Expeditionary Force, JEF), в который также входят страны Северной Европы и Прибалтика.
В 2022 году JEF
Соединенное Королевство там выступает основной военной силой. Это прежде всего формат сил быстрого реагирования на кризисные ситуации, а также военно-политических консультаций
Существует ли риск блокады России на Балтике?
27 января один из ведущих
американских политологов-международников, профессор Чикагского
университета Джон Миршаймер
Первая — это Арктика, вторая — Балтика, третья — Белоруссия, четвертая — Калининград, пятая — Молдавия и шестая — Черное море. Это все потенциальные горячие точки, которые могут взорваться на наших глазах
Липунов частично согласился с этой точкой зрения и подтвердил риск эскалации ситуации в Балтийском регионе. Особенно ситуация осложнилась после вступления Швеции и Финляндии в НАТО.
Альянс всячески продвигает сомнительный нарратив о Балтийском море как якобы «внутреннем водоеме НАТО». Это не соответствует реальности, поскольку на Балтике также присутствует и Россия, которую невозможно исключить из этого уравнения
Кроме того, исследователь обратил внимание на участившиеся военные учения в регионе. В частности, он напомнил об операции «Балтийский часовой», которую с января проводит НАТО, патрулируя морские рубежи вблизи России «под предлогом защиты инфраструктуры». Также альянс проводит регулярные учения на Балтике BALTOPS, которые запланированы с 3 по 20 июня. В настоящий момент в Польше и странах Балтии проходят маневры Griffin Lightning 25.
Политолог напомнил и о
заявлении помощника президента России, председателя Морской
коллегии Николая Патрушева. 30 апреля он
В ходе таких учений отрабатываются сценарии блокады Калининградской области и, соответственно, нашего Балтийского флота. Безусловно, все это не делает регион безопаснее

Фото: Михаил Голенков / РИА Новости
Чем на это ответит Россия?
Липунов отметил, что Россия вынуждена в ответ демонстрировать свою силу и показывать готовность защищать национальные интересы на море.
В апреле начались учения Балтийского флота России, где также отрабатываются сценарии противодействия морской блокаде
Кроме того, Россия
Отмечается, что танкер со сланцевым маслом, который ходит под флагом Либерии, принадлежит греческой компании Aegean Shipping. Судно двигалось через территориальные воды России. В настоящее время Green Admire находится на якоре у российского острова Гогланд. После этого инцидента премьер-министр Эстонии Кристен Михал заявил, что предыдущая попытка ВМС атаковать российские суда не была согласована с правительством.
Как указал Липунов, подобные действия России частично отрезвляют Эстонию и Финляндию и показывают ограниченность их провокаций.
Власти республик соизмеряют потенциалы и не готовы идти на серьезную эскалацию, ограничиваясь лишь акциями по демонстрации силы
Комментарии